Nп/п : 20 из 100
От : Юрий Григорьев 2:5075/128.138 04 май 25 16:25:47
К : All 04 май 25 12:32:01
Тема : Суд инквизиции
----------------------------------------------------------------------------------
@MSGID: 1@usenet.network> 56d4d464
@CHRS: CP866 2
@RFC: 1 0
@RFC-Message-ID: 1@usenet.network>
@TZUTC: 0700
@TID: FIDOGATE-5.12-ge4e8b94
Привет, All!
=========Beginning of the citation==============
Суд инквизиции выдавался и самой инквизицией, и современной нам
антирелигиозной литературой за суд Церкви, а его постановления -- за догму,
поэтому стоит напомнить слова современника Галилея Декарта: "...Заключение
инквизиции еще не догма -- для этого должен еще собраться собор".
Теория Коперника, возникшая в связи с проблемой календаря, решительно
расходилась с общепринятыми воззрениями своей эпохи. Она производила
сенсацию, вызывала дискуссии, стала предметом шуток обывателей. Ее
опровергали с профессорских кафедр, с нею боролись власть предержащие,
стремясь защитить, как мы видели, свою репутацию от нападок не в меру
ретивых сторонников гелиоцентризма. Однако теория Коперника победила, и ее
основные положения стали излагать в начальной школе.
Все новые научные теории с трудом входят в общественное сознание, ибо они
требуют отрешиться от сложившихся представлений и пересмотреть
установившиеся понятия.
В нашем столетии подобную реакцию вызывала теория относительности Альберта
Эйнштейна. До сих пор люди, не связанные с физикой, не могут принять ни
сокращения размеров тела при его движении, ни замедления времени в поле
тяготения, ни скорости света как мировой константы. Несмотря на достигнутые
успехи (блестящее подтверждение предсказанных эффектов и количественное
объяснение ранее открытых явлений), эта теория подвергалась неоднократным
нападкам, а ее создатель -- гонениям. В 1933 г., после прихода Гитлера к
власти, Эйнштейна исключили из Прусской Академии наук, его имущество было
конфисковано, а сам он был объявлен "вне закона". Теория относительности
была "запрещена" как "наука еврейская", а за голову ее творца была обещана
награда в 50000 марок. Только благодаря счастливой случайности Эйнштейну
удалось эмигрировать и избежать худшей участи, чем участь Галилея. Развитие
теории относительности позволило по-новому взглянуть на старый спор гелио- и
геоцентризма, сторонников Коперника и Птоломея. С точки зрения теории
относительности движение Солнца, Земли и других планет можно описать в
системе координат, либо связанной с Солнцем (гелиоцентрическая система),
либо связанной с Землей (геоцентрическая система), и нет никаких общих
принципиальных оснований предпочитать одну систему другой.
В общей теории относительности проблема координат формулируется так: "можем
ли мы сформулировать физические законы таким образом, чтобы они были
справедливы для всех систем координат, не только для систем, движущихся
прямолинейно и равномерно, но и для систем, движущихся совершенно
произвольно по отношению друг к другу? Если это можно сделать, то наши
трудности будут разрешены. Тогда мы будем в состоянии применять законы
природы в любой системе координат. Борьба между Птоломеем и Коперником,
столь жестокая в ранние дни науки, тогда стала бы совершенно бессмысленной.
Любая система координат могла бы применяться с одинаковым основанием. Два
предложения -- "Солнце покоится, а Земля движется" и "Солнце движется, а
Земля покоится" -- означали бы просто два различных соглашения о двух
различных системах координат"3. Таким образом, спор между сторонниками
геоцентрической и гелиоцентрической систем ни в коей мере не отражает не
только противоречий между наукой и религией, но даже противоречий между
наукой и Церковью. Это скорее противоречие между разными научными
представлениями, затрагивающими некоторые общественные силы своего времени.
Мало того, критиковать религиозные представления о строении мира даже на
основании творений святых Отцов Церкви нельзя, ибо святые, по мнению Церкви,
святы не по правильности своих мыслей, как у марксистов их классики, а по
своей жизни. Свв. Отцы никогда не догматизировали своих воззрений на природу
или своих толкований библейского рассказа о сотворении мира. В этих вопросах
они проявляли необычайную осторожность. Свт. Григорий Нисский и свт.
Афанасий Александрийский отрицали буквальное понимание 1 гл. Книги Бытия, а
свт. Иоанн Златоуст и богословы антиохийской школы настаивали на нем. При
существенном расхождении их взглядов по этим вопросам свв. Отцы никогда не
порицали за это друг друга и никому не препятствовали производить
самостоятельное исследование природы. Отцы Церкви в таких произведениях, как
"Шестоднев" свт. Василия Великого или "Точное изложение православной веры"
преп. Иоанна Дамаскина пытались раскрыть содержание священных книг с точки
зрения своего времени, защищая их от нападок современной им отрицательной
критики. Отрицающие религию на том основании, что космогонические
представления деятелей Церкви IV или VIII в. не совпадают с нашими,
уподобляются тому, кто вздумал бы отрицать марксизм только из-за того, что
теория происхождения Земли Канта и Лапласа оказалась отвергнутой современной
наукой.
https://www.pravmir.ru/bibliya-i-nauka-o-sotvorenii-mira-opyt-estestvenno-nauchn
ogo-tolkovaniya-knigi-bytiya/
=========The end of the citation================
Юрий Григорьев.
--- Fidolook 2007 (HV) 6.0.6000.96 - 28/11/2007
* Origin: Usenet Network (2:5075/128.138)
SEEN-BY: 46/49 50/109 221/6 301/1 460/58 463/68
469/122 4500/1 5000/111
SEEN-BY: 5001/100 5015/42 46 5019/40 5020/101 113
400 828 830 848 1042 4441
SEEN-BY: 5020/12000 5023/24 5030/49 1081 1474
5053/51 55 5054/89 5058/104
SEEN-BY: 5061/133 5068/45 5075/35 128 5083/1 444
6078/80
@PATH: 5075/128 5020/1042 4441