----------------------------------------------------------------------------------
@MSGID: 2:5020/113.7777@fidonet.org 68bd2989
@PID: GED+W32 1.1.5-021027
@CHRS: CP866 2
@TID: JustTosser/W32 1.1.1258-230703
Hello All!
https://vz.ru/society/2025/9/6/1357963.html
6 СЕHТЯБРЯ 2025, 17:20
Двигатель ПД-26 создаст основу для серии новых самолетов в России
Tекст: Андрей Резчиков
Без собственного двигателестроения Россия не может в полной мере
считаться суверенной страной. Поэтому создание нового турбореактивного
авиадвигателя удостоилось особого внимания президента. Владимир Путин указал на
необходимость в скорейшие сроки начать его серийное производство. Для каких
самолетов предназначен ПД-26 и какие новые лайнеры могут быть созданы с его
использованием?
В ходе совещания по вопросам двигателестроения в Самаре президент
России Владимир Путин указал на необходимость оперативно завершить разработку
и начать серийное производство турбореактивного двигателя ПД-26. Глава
государства напомнил, что это первый авиадвигатель большой тяги, разработанный в
России. "У него принципиально новые возможности по мощности, тяге. При этом
он эффективный и экономичный", - приводит пресс-служба Кремля слова
Путина. Президент пояснил, что реализация этого проекта позволит
модернизировать не только военно-транспортную авиацию, но и откроет перспективы для
строительства широкофюзеляжного гражданского лайнера нового поколения.
Во время совещания Путин отметил также, что Россия входит в пятерку
лидеров по выпуску и разработке ракетных и авиационных двигателей в мире.
Только за последние четыре года количество поставленных авиадвигателей
увеличилось более чем на 50%: с 791 до 1227 штук. По его словам, развитие и
состояние двигателестроения является одним из ключевых показателей
технологического развития и суверенитета России. Создание и производство авиадвигателей
- это вершина машиностроения, авиадвигатели такого класса производят
считанное количество стран мира - кроме России это Британия, США, Китай и
Франция.
О ПД-26 известно немного. Он представляет собой новый проект
российского турбовентиляторного двигателя. Одним из первых о его разработке
официально сообщал в преддверии прошедшего на этой неделе Восточного
экономического форума (ВЭФ) первый вице-премьер Денис Мантуров. По словам чиновника,
этот тяжелый авиадвигатель с тягой 26 тонн разрабатывается для
использования на военных транспортных самолетах грузоподъемностью до 100 тонн и
будущих пассажирских лайнерах. Производственные мощности уже готовы к началу
серийного выпуска ПД-26.
Мантуров напомнил, что изначально при запуске проекта за основу взяли
газогенератор с тягой 35 тонн для проработки необходимых технологий. Двигатель
ПД-35 прошел стендовые испытания, на которых неоднократно выходил на
взлетный режим с тягой 35 тонн.
"При выполнении работ использовано более 20 технологий, и мы вышли
на технические решения, которые будут обеспечивать задачи и
военно-транспортной, и гражданской авиации. Для задач Минобороны под перспективный
транспортный самолет на 100 т наиболее целесообразно использовать двигатель тяги
на 26 тонн, ПД-26. Он же может быть использован и для перспективного
пассажирского широкофюзеляжного самолета", - пояснил Мантуров.
"Hа авиационных выставках о двигателе ПД-26 ранее говорили намеками,
разговоры о нем оставались за кадром, только думали о проекте нового самолета
и двигателя к нему", - отмечает генерал-майор авиации Владимир Попов,
заслуженный военный летчик РФ.
Эксперт предположил, что двигатель ПД-26 будут устанавливать на
самолеты, "близкие к тяжелому военно-транспортному самолету Ил-76 и пассажирскому
Ил-96". "У "Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина" (ПАО "Ил") были
разработки нового транспортного самолета. Рано или поздно надо будет заменять
двигатели на самолетах Ан-124 ("Руслан"), двигатели для которого производились
на украинском предприятии "Мотор Сич". Также в России рассчитывают на
базе Ан-124 сделать новую модель", - рассуждает собеседник.
В свою очередь исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег
Пантелеев добавляет, что двигатели с похожей тягой устанавливаются на самолеты
с тремя или четырьмя двигателями, такие как пассажирские широкофюзеляжные
авиалайнеры Lockheed L-1011 TriStar и Boeing 747-400.
"Современные широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты должны быть с
двумя двигателями. Тогда они демонстрируют наилучшую экономическую
эффективность, расходуя минимум средств на техническое обслуживание. Двигатель - это
самая дорогая система в самолете. Поэтому чем меньше двигателей, тем
дешевле эксплуатация", - пояснил Пантелеев.
Самолеты с двигателями ПД-26 "будут, условно говоря, что-то вроде
двухдвигательного Ил-96, но только с дальностью полета Москва - Сочи". "Примерно в
этой размерности был широкофюзеляжный двухдвигательный пассажирский самолет
Airbus A300. А если говорить о самолете, который был запатентован
Объединенной авиастроительной корпорацией, то речь идет о двигателях с тягой ближе
к 35 тоннам. А для старшей машины в этой линейке хорошо было бы
иметь двигатель с тягой под 40 тонн. Так что ПД-26 скорее для конкретного
применения на военно-транспортном самолете", - полагает эксперт.
Создание двигателя ПД-26 - это шаг к возрождению производства всей
линейки военной и гражданской авиации на территории России,
говорит Попов. Страна не будет зависеть от зарубежных поставщиков.
Генерал-майор напомнил, что ранее при создании двигателей ПД-8 и ПД-14 появились
возможности масштабировать одну конструкцию в другую, "был создан новый подход в
технологии разработки турбореактивных двигателей для самолетов новых поколений".
Поэтому, скорее всего, "удачное проектирование перенесли на ПД-26, когда только
получили эффективную отдачу от газогенератора с тягой 35 тонн".
"Серийный выпуск данного двигателя может начаться в течение пяти лет.
Это минимальный срок для подготовки подобного производства. Разработки
ПД-35 были уже на финальной - стендовой базе испытаний, благодаря этому
опыту нет больших рисков при испытаниях ПД-26. Практически нужно только
масштабировать размерность двигателя, а также отдельных узлов и агрегатов. Hаверняка
уже существует большинство технических наработок и заложена промышленная
производственная база", - предположил Попов.
Финальные испытания ПД-26 будут проводиться на летающей лаборатории.
Сейчас для этого используются самолеты Ил-76, на которых заменяется один из
четырех двигателей. "Одновременно надо создавать будущую линию сборки, обучать
инженерно-технический персонал, специалистов-станочников, которые будут строить турбину.
Особенно сложны в производстве лопатки входного компрессора и непосредственно
самой турбины. Для этого используются металлокерамические покрытия, а также
различные титановые сплавы", - добавил генерал.
Пантелеев тоже отмечает, что в рамках программы ПД-35 был отработан
набор критических технологий, позволяющих создавать двигатели большой тяги в
широком диапазоне от 26 до 40 тонн. Также была отработана технология
создания газогенераторов, на основе которых "возможно масштабировать товарные
двигатели как в сторону увеличения тяги, так и в сторону уменьшения". Все это
означает, что ПД-26 "не нужно проектировать целиком, а только наружный контур
- вентилятор, турбину низкого давления и корпусные детали, а
газогенераторы - самое сложное и дорогое в разработке двигателя - можно
использовать с минимальными доработками".
"Были проведены серьезные рыночные исследования, которые показали, что
сегодня наиболее рациональное решение - создать перспективный двигатель с
тягой в 26 тонн для тяжелого военно-транспортного самолета, который сможет
впоследствии заменить "Руслан",
- отметил Пантелеев.
Что касается сроков создания ПД-26, то эксперт напомнил, что
Объединенная двигателестроительная корпорация, формируя научно-технический задел и
IT-инфраструктуру для своих конструкторских подразделений и в целом методику создания
новых двигателей, "ставит перед собой задачу выйти на цикл создания
примерно в пять лет от старта финансирования опытно-конструкторских работ до
завершения сертификации".
"Hо учитывая, что товарный двигатель такой размерности в России ранее
не создавали, то возможно, что потребуется несколько больший срок. В
предыдущие годы создание подобных двигателей могло бы растянуться на 10-12 и
более лет. Сейчас я бы говорил о том, что шесть-семь лет - это
реалистичный сценарий, если мы опираемся на набор критических технологий, которых
при создании ПД-35 было отработано около двух десятков", - пояснил
Пантелеев.
В теории ПД-26 можно сертифицировать и за пять лет, но путем
значительного удорожания программы. "Для этого потребуется ускоренное создание
испытательных стендов и модернизация предприятий, участвующих в производстве деталей
и компонентов нового двигателя. Hо маловероятно, чтобы сегодня ставили
такую задачу. Есть и другие не менее приоритетные задачи", - подчеркнул
спикер.
Что касается зарубежных партнеров, которые уже проявляют интерес к
ПД-26, то речь наверняка идет о Китае. "Помимо России, США и Европы
собственные широкофюзеляжные самолеты создает только Китай. Другие страны о
подобных амбициях не заявляли. Hикаких проектов под двигатель такой размерности
ни у кого пока нет", - резюмировал Пантелеев.
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
* Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.7777)
SEEN-BY: 50/109 104/117 221/6 240/1120 301/1 341/66
452/28 463/68 4500/1
SEEN-BY: 5000/111 5001/100 5015/42 46 5019/40
5020/113 545 715 830 848 1042
SEEN-BY: 5020/4441 12000 5022/128 5030/49 115 1081
1900 5049/1 5053/51
SEEN-BY: 5054/89 5058/104 5061/133 5068/45 5083/1
444
@PATH: 5020/113 1042 4441