----------------------------------------------------------------------------------
                                                                                 
@MSGID: 2:5000/14 68fdea61
@REPLY: 2:5020/113.8888@fidonet.org 68f8efac
@CHRS: CP866 2
@TZUTC: 0100
Привет!
22 Oct 25 17:18, you wrote to me:
 BP> Цифровая система управления (ИУС - информационно-управляющая система)
 BP> есть, к примеру, в Су-35 и Су-57. Она, конечно же, полностью
 BP> отечественная.
 Она там _радикально_ другая. Из общего там только то, что и там, и
там полупроводники. Это примерно как сравнивать какой-нибудь "МИР-2" с
каким-нибудь PC AT 386.
 BP> в России уже не первый год серийно выпускается полностью отечественная
 BP> цифровая система управления, рассчитанная на такие высокие нагрузки и
 BP> сложные режимы полёта, которых гражданский авиалайнер не достигнет
 BP> никогда.
 А это - примерно как "мы умеем делать паровые молоты, создающие
энергию удара, которой китайский принтер не достигнет никогда". А _полного_
аналога китайского принтера, чтоб все без исключения детали были изготовлены
внутри страны, делать не умеем.
 BP> Hу и что может помешать создать аналогичную цифровую систему
 BP> управления для намного более простых режимов полёта?
 Hичто, кроме того, что эту систему придется создавать _с_нуля_.
Системы управления современными российскими гражданскими самолетами создавались
по принципам, давно устоявшимся в этой сфере - с ориентацией на
_посредственных_ пилотов, а не на асов. А для этого нужно множество датчиков,
электро- и гидроприводов, разнообразных интерфейсов, быстродействующих
микроконтроллеров с приличным объемом памяти, бортовых компьютеров с еще большим
быстродействием и объемом памяти, программного обеспечения, хорошо поддающегося
верификации. Ко всему этому нужны системы диагностики, обслуживания, плюс тренажеры
для пилотов, максимально приближенные к реальности. Все это даже на
китайских комплектующих и ворованном ПО стоит огромных денег, а если создавать
с нуля, то и деньги, и потребное время становятся почти бесконечными.
Hу и не надо забывать о доле распилов/откатов в любом российском
мало-мальски крупном производстве.
 BP> Hичто не может этому помешать :-)
 Я тебе, честно говоря, даже слегка завидую. :) С таким весьма
неглубоким образованием в высокотехнологичных сферах, очень легко поверить в
ошеломляющие успехи, о которых трубят из каждого утюга, и чувствовать себя
комфортно. Тебе кажется, что достаточно бросить клич, выделить средства, и тут
же набежит толпа умных, умелых и способных, которая оперативно создаст
все необходимое. И почитать о том, как подобные вещи делались раньше в
разных странах, и каких усилий и времени это требовало, тебе недосуг, а
надо бы. И даже известный тебе опыт СССР, когда в 60-70-х страна вполне
себе производила тяжелые станки, грузовики и самолеты, а по электронике,
микроэлектронике и ПО очень сильно отставала, ты предпочитаешь не вспоминать.
 BP> Очевидно, что для создания ИУС истребителей Су-35 и Су-57 всё это
 BP> имеется.
 Угу, паровые молоты имеем в ассортименте, осталось из их частей
как-то сгородить принтеры. Средства уже выделены, заводы построены, освоение
идет. Еще чуть-чуть, и пойдут в серию.
 А если ставить на современный гражданский самолет ИУС того же типа,
что на истребителях/бомбардировщиках, то посредственных (это уже давно
стандарт) пилота с ним в мало-мальски сложной ситуации не справятся. Придется
ужесточать обучение, продлевать сроки, повышать оплату, увеличивать состав
экипажа, а количество аварий и катастроф все равно будет расти. Ты первый
полетишь на таком самолете? :) Или предпочтешь Боинг-737, который, судя по
истерикам в СМИ, уже трижды выработал свой ресурс, и имеет в составе половину
поддельных запчастей, но как-то ухитряется обеспечивать почти нулевую аварийность
даже с весьма посредственными пилотами? :)
 BP> "Впервые реализованная на Су-35 идея ИУС к настоящему времени стала
 BP> признанной основой при проектировании современного КБО летательного
 BP> аппарата различного назначения."
 BP> https://bmpd.livejournal.com/3047341.html Это было написано ещё в 2018
 BP> году!
 Да, я вижу, что ты очень любишь цитировать красивые высказывания.
Они как раз для таких, как ты, и сочиняются. :)
 BP> Если хочешь действительно радость, так перестань заранее ожидать везде
 BP> и повсюду встретить ложь и обман под видом позитива.
 Так я и пытаюсь ожидать позитив, но чрезмерно звонкий и пафосных
стиль большинства заголовков говорит сам за себя. И, как начинаешь копать
- сразу натыкаешься на явные признаки откровенного вранья. А я, в
отличие от тебя, имею несколько лучшее представление о ресурсах, потребных в
сферах микроэлектроники и ПО. Это, увы, не котлован копать, когда достаточно
согнать нужное количество мужиков, способных держать в руках лопату, и хоть
заплатить им, хоть пригрозить.
 BP> Ведь это значит на самом деле, что никакой радости и никакого позитива
 BP> ты не хочешь, и даже заранее отвергаешь его
 Я как раз очень хочу позитива, но реального, а не дутого. Hо
понимаю, что после многих лет всеобщей расслабухи и устоявшегося подхода "нах
что-то делать самим - только свистнем, бабла кинем, тут же набегут, и
будут наперебой предлагать одно другого лучше и дешевле", пытаться
переходить на самообеспечение неимоверно сложно. Слава богу, с
жизненно-критическими сферами худо-бедно справляются, хотя и тоже во многом через серый
импорт. А локализовать систему управления SJ будут еще много лет, и то не
факт, что локализуют полностью.
Всего доброго!
Евгений Музыченко
fi-do@muzy-chen-ko.net (все дефисы убрать)
--- GoldED+/W32-MSVC 1.1.5-b20180707
 * Origin: Fox Tracks, France (2:5000/14)
 
SEEN-BY: 50/12 452/28 4500/1 5000/14 5001/100
5019/40 5020/400 545 848 1042
 SEEN-BY: 5020/4441 12000 5022/128 5025/3 75 5027/12
5030/1081 1499 1900 1957
 SEEN-BY: 5030/2404 5051/36 5053/54 5066/18 5080/68
102 5085/13 5095/20
@PATH: 5000/14 5020/545 4441