RU.LUDENY---------------- < Пред. | След. > -- < @ > -- < Сообщ. > -- < Эхи > --
 Nп/п : 19 из 100
 От   : Alla Kuznetsova                     2:5020/828.61     26 мар 25 08:18:43
 К    : All                                                   26 мар 25 08:48:01
 Тема : Любопытная статья... Часть 1.
----------------------------------------------------------------------------------
                                                                                 
@MSGID: 2:5020/828.61 67e38e56
@PID: GED+LNX 1.1.5-b20180707
@CHRS: CP866 2
@TZUTC: 0300
@TID: hpt/lnx 1.9 2024-03-02
Привет, All!

 Патерыкина В. В., Ищенко H.С. Трансляция гностицизма в тексте и
экранизациях романа Трудно быть богом братьев Стругацких/ В. В. Патерыкина, H. С.
Ищенко. Текст : электронный. DOI 10.36343/SB.2024.40.4.002 // Hаследие веков.
2024. No4. С. 2941. URL:
http://heritage-magazine.com/index.php/HC/article/view/652/540

 Исследование направлено на выявление специфики воплощения элементов
гностического мировоззрения (иерархия миров, дуализм духовного и материального,
гнозис) в романе братьев Стругацких Трудно быть богом и его экранизациях (П.
Фляйшман, 1989; А. Герман, 2013) через призму концепции политического
гностицизма Э. Фёгелина. Материалами послужили текст романа, его
кинематографические адаптации и сочинения раннехристианских авторов (Ириней Лионский,
Тертуллиан). Через анализ политической мифологии модерна (Э. Фёгелин) показано, что
в мире Полудня существует иерархия миров, основанная на идее о
приоритете земной цивилизации над остальными. Обосновано соответствие выявленных в
романе Стругацких базовых идей концепции политического гностицизма; также
подобные закономерности прослежены в двух экранизациях романа. Результаты
демонстрируют связь гностических мотивов в творчестве Стругацких с политической
мифологией модерна, раскрывая механизмы сохранения религиозного мифа в секулярных
обществах.

 Вопросы сохранения и трансляции идей занимают важное место в теории
культуры. Религиозно-философские идеи об иерархии миров и онтологическом
неравенстве людей вновь актуализуются в современном информационном пространстве,
облегчившем доступ к историческому наследию разных народов. Этот процесс особенно
заметен в отношении учений, которые в прошлом отвечали на вызовы эпохальных
трансформаций, предлагая ответы на экзистенциальные вопросы человечества. Гностическая
религиозно-философская система, возникающая именно во время кризиса античной цивилизации,
снова востребована в наши дни, в эпоху масштабных кризисов, вызванных
глобализацией. Следует отметить, что актуализация древних философских систем зачастую
происходит в условиях массового тиражирования связанных с ними материалов, в том
числе посредством высоких технологий и "новых медиа", что обеспечивает этим
концепциям большую доступность для людей, живущих в цифровую эпоху. В
пространстве постмодерна для трансляции идей используются как литературные тексты,
так и произведения кино. Одним из жанров, чутко реагирующим на духовные
запросы времени, является фантастика.

 Влияние гностицизма на политическую мифологию модерна рассмотрено в
фундаментальном труде Э. Фёгелина [21], а также в исследовании В. В. Прокопенко и
В. М. Камнева [13]. Концептуальная схема коммунистического учения о
прогрессе изложена в работе В. Д. Комарова [10]. Античный гностицизм, его идеи
и мифологемы изучаются в трудах Е. В. Афонасина [2] и А. В. Ситникова
[15]. В перечисленных исследованиях проанализирована гностическая мифология
античности, политическая мифология модерна, раскрыто влияния античного гностицизма
на политические идеи Hового времени, включая коммунистическую идеологию,
однако не изучены интерпретации гностических идей в ареале русской культуры,
в частности, в формально секулярном пространстве советской фантастики.

 Место братьев Стругацких в советской фантастике, методы построения
текстов, идейное содержание их произведений, включая экранизации, рассматривают
Р. Э. Арбитман [1], А. С. Балабаева [3], Е. В. Борода, М. В.
Варечкина, И. М. Жеребятьева [4] [5], Е. О. Гейко [7], В. И. Карасик [8], А.
Ю. Колесова [9], Д. В. Куликова [11], В. H. Лисовицкая [12], Т. И.
Хоруженко [22], А. С. Юсяев [23]. В работах исследователей анализируются
проблематика и образная система произведений братьев Стругацких, показано влияние
на их творчество западной фантастики, однако не уделяется внимание идеям
писателей как выражению политической мифологии модерна и, в частности, их связи
с политическим гностицизмом. Таким образом, несмотря на постоянное
внимание, уделяемое творчеству братьев Стругацких, подавляющее большинство текстов
написаны лингвистами и литературоведами. Философский анализ мировоззрения
писателей как феномена культуры систематически не проводился. Предлагаемое
исследование заполняет этот пробел на материале одного из самых известных романов
братьев Стругацких, занимающего центральное положение в их творчестве.

 Целевой ориентир исследования состоит в том, чтобы выявить специфику
воплощения ключевых элементов гностического мировоззрения (иерархия миров, дуализм
духовного и материального, гнозис как тайное знание) в романе братьев
Стругацких "Трудно быть богом" [16] и его экранизациях, используя концепцию
политического гностицизма Э. Фёгелина. При этом важно также определить характер
трансформации этих мотивов в зависимости от медийной формы (литература, кино) и
художественной поэтики.

 Материалами исследования служат роман братьев Стругацких "Трудно быть
богом" и два его экранных воплощения: экранизации Питера Фляйшмана (1989) и
Алексея Германа (2013). Роман Стругацких "Трудно быть богом" важен как
центральный текст литературного мира, созданного писателями. Фильмы представляют
собой иной способ трансляции религиозных и философских идей, рассчитанный на
более широкую аудиторию с другими характеристиками. Оба вида материалов
исследования позволяют проанализировать элементы политико-мифологического характера,
содержащиеся в советской фантастике, и представляются важными для изучения способов
сохранения и передачи гностического мифа в культуре постмодерна. Особое значение
в качестве материалов исследования имеют сочинения христианских
современников гностицизма, полемизировавших с учением гностиков, а именно Иринея
Лионского [14] и Тертуллиана [17]. Первоисточники гностической религии
публикуются в классической работе М. К. Трофимовой [18].

 Для реализации поставленной цели использовалась комплексная методология,
сочетающая философский, культурологический и литературоведческий подходы. В
частности, в исследовании широко применялся философско-культурологический анализ,
фундаментом которого явилась концепция политического гностицизма Э. Фёгелина,
использовавшаяся как теоретическая рамка для выявления связи гностических мифологем с
политической мифологией модерна, включая коммунистическую утопию. Анализ романа и
его экранизаций производился через призму фёгелиновской критики
"имманентизации эсхатона", то есть попыток воплощения сакральных идеалов в секулярных
идеологиях. Герменевтический подход применялся при интерпретации скрытых смыслов
текста и его кинематографических воплощений, включая символику, аллюзии и
подтексты, связанные с гностической антропологией (например отождествление материи
со злом в фильме А. Германа). Структурный анализ текста романа
Стругацких и кинофильмов сделал возможным выявление ключевых идейных комплексов
("иерархия миров", "прогресс", "гнозис") через анализ сюжета, персонажей и
визуальных символов (например, контраст "просвещенной" Земли и архаичного
Арканара).

 Важное значение имела и постмодернистская деконструкция, при помощи
которой был проведен анализ фильма А. Германа с акцентом на смешение
реальности и вымысла (например, зритель отождествляется с землянами, стирая
границы между "избранными" и "материальными"). Предложенная в работе
методология позволяет не только выявить гностические элементы в творчестве
Стругацких, но и показать их роль в формировании культурных нарративов,
актуальных для эпохи глобальных кризисов.

 Структура исследования предполагает определение самых важных идейных
комплексов гностической религии и анализ способов их конкретного воплощения в
романе Стругацких как исходном тексте и в двух последующих экранизациях.
Подразумевается определение двух основных идей романа, регулирующих мироустройство
Полудня: иерархии миров и иерархии людей; анализ этих идей с опорой на
результаты исследований Э. Фёгелина, посвященных политической мифологии модерна;
обоснование совпадения выявленных в источниках базовых идей с гностической
политической мифологией; определение выявленных закономерностей в двух экранизациях
романа.

 Hаучная значимость исследования заключается в определении политической
мифологии, в расширении знаний о способах сохранения религиозного мифа в
произведениях постмодерна, а также о влиянии идей политической мифологии,
распространяемых в обществе постмодерна с помощью механизмов секулярного государства -
фантастической литературы и кино.

Продолжение следует.



С наилучшими пожеланиями, Alla.

--- -Уютно у вас, а только странно. И солнца мало.
 * Origin: А мы народ трудящийся... (2:5020/828.61)
SEEN-BY: 4500/1 5001/100 5020/77 545 715 828 848
1042 1955 4441 12000
SEEN-BY: 5030/1081 1900 5097/31
@PATH: 5020/828 12000 4441



   GoldED+ VK   │                                                 │   09:55:30    
                                                                                
В этой области больше нет сообщений.

Остаться здесь
Перейти к списку сообщений
Перейти к списку эх