----------------------------------------------------------------------------------
@MSGID: 2:5020/828.61 67ef51c6
@PID: GED+LNX 1.1.5-b20180707
@CHRS: CP866 2
@TZUTC: 0300
@TID: hpt/lnx 1.9 2024-03-02
Привет, All!
Продолжаем. Часть 4.
Патерыкина В. В., Ищенко H.С. Трансляция гностицизма в тексте и
экранизациях романа "Трудно быть богом" братьев Стругацких/ В. В. Патерыкина, H.
С. Ищенко. Текст : электронный. DOI 10.36343/SB.2024.40.4.002 // Hаследие
веков. 2024. No4. С. 2941. URL:
http://heritage-magazine.com/index.php/HC/article/view/652/540
Исследование направлено на выявление специфики воплощения элементов
гностического мировоззрения (иерархия миров, дуализм духовного и материального,
гнозис) в романе братьев Стругацких "Трудно быть богом" и его экранизациях
(П. Фляйшман, 1989; А. Герман, 2013) через призму концепции политического
гностицизма Э. Фёгелина. Материалами послужили текст романа, его
кинематографические адаптации и сочинения раннехристианских авторов (Ириней Лионский,
Тертуллиан). Через анализ политической мифологии модерна (Э. Фёгелин) показано, что
в мире Полудня существует иерархия миров, основанная на идее о
приоритете земной цивилизации над остальными. Обосновано соответствие выявленных в
романе Стругацких базовых идей концепции политического гностицизма; также
подобные закономерности прослежены в двух экранизациях романа. Результаты
демонстрируют связь гностических мотивов в творчестве Стругацких с политической
мифологией модерна, раскрывая механизмы сохранения религиозного мифа в секулярных
обществах.
При имманентизации эсхатона в Европе Hового времени произошла
политизация разных категорий гностического учения. В двух родах людей, пневматиках
и гиликах, опознаются люди духовные и бездуховные, новые и старые,
движущие прогресс и несознательные обыватели, присутствующие как базовый
структурный элемент во всех политических гностических учениях по Э. Фёгелину. Это
деление из коммунистической идеологии усвоили и АБС. Рассмотрим, как
реализуется в романе "Трудно быть богом" основная гностическая мифологема о двух
родах людей.В художественном мире Полудня наблюдается гностическая иерархия
миров в инвертированном виде. В качестве самого светлого мира выступает
Земля и общество коммунаров, реализовавшее самую прогрессивную идеологию
коммунизма. Все остальные миры хуже и должны быть символически уничтожены, то
есть не должны быть сохраняемы в том виде, в каком они есть. Путем
прогресса эти миры должны стать такими, как и Земля. Hаиболее ярко эта идея
проявляется в разговоре Руматы с Будахом, центральном в романе "Трудно быть
богом", где перечисляются разные способы сделать людей Арканара счастливыми:
удовлетворить все их материальные потребности, вразумить жестоких правителей,
наказать жестоких правителей, заставить всех людей любить труд и знание,
стереть человечество с лица земли [16, c. 406407]. Румата вспоминает, что
все эти варианты рассматривались сотрудниками института экспериментальной
истории. Стереть человечество с лица земли слишком жестоко, и земляне не
могут этого сделать. Другие же варианты означают подмену существующего
человечества другим, с иной культурой и самосознанием. Это и есть символическое
уничтожение реального Арканара. Прогрессоры принимают компромиссное решение:
добиваться перемен не быстро, с помощью гипноизлучателей на орбите планеты, а
медленно двигая человечество Арканара по пути прогресса.
Добиться этого прогрессоры пытаются интегрируясь в элиту. Как
утверждает Ириней Лионский о современных ему гностиках, их духовная природа
проявляется в их высоком социальном статусе: "...они говорят, будто те души,
которые получили семя от Матери, гораздо превосходнее других, почему и
почтены Демиургом и поставлены князьями, царями и священниками [14, с. 30].
Прогрессоры, как и пневматики, имеют иную природу - они пришли с Земли, из
мира, стоящего на вершине иерархии, поэтому их место - в управленческой и
культурной элите. Такая же ситуация и в Арканаре, где работает главный герой,
Румата Эсторский, он же Антон, прогрессор с Земли. Его легенда - дворянин
из имперской метрополии, которому высылают из дома золото в
неограниченных количествах, что позволяет Антону использовать земной синтезатор и
делать золото из мусора прямо в Арканаре.
Разделение людей на две породы, на два несмешиваемых вида происходит
и в Арканаре. Высший род людей, пневматики, - это земляне, Антон и
его коллеги. Им постоянно приходится делать усилие, чтобы воспринимать
местных как равных себе людей, и это у них очень плохо получается. Румата
постоянно фиксируется на нечистоплотности, похотливости, жестокости окружающих, их
животной природе. Он не в силах поддерживать отношения с важнейшим возможным
контактом - доной Оканой, любовницей дона Рэбы, из-за брезгливости, отторжения
на физическом уровне как существа другой природы [16, с. 319320].
Единственный, кого Румата воспринимает как равного себе, это врач и интеллектуал
Будах. Принцип выделения высшего рода людей из серой массы - знания, то
есть в осовремененном виде - научный склад мышления. В мире Земли
умственный труд вознесен на пьедестал [3, с. 256], то есть именно дух является
отличительной чертой, выделяющей землян из всех цивилизаций вселенной. Это
соответствует учению гностиков.
Интеллектуалам противопоставлены обычные люди, жители Арканара, при
этом наиболее агрессивных обскурантистов, противников науки и прогресса,
составляющих "гвардию министерства охраны короны", в романе называют "серыми". Как
показывает А. Ю. Колесова, "серость" в тексте АБС объединяет целый ряд
значений: ограниченность, тупость, деградация, глупость, трусость, угроза, слизь,
гной, топь, трясина, агрессия [9]. Весь этот спектр смыслов воплощен в
"серых" людях как противниках пневматиков, окружающих прогрессоров и тормозящих
развитие. Использованная АБС метафора "серости" дегуманизирует идейных противников
и лишает их человеческой субъектности. Таким образом, отношение
прогрессоров к людям других планет совпадает с отношением гностиков к гиликам,
людям природным, которые понимались как сотворенные из глины, то есть грязи
[17, с. 358]. Гностический образ низшего человека, не являющегося полностью
человеком, адекватно передан в тексте АБС.
Как показала Е. О. Гейко, Бог в романе является эго-идеалом Руматы
[7]. Анализ В. H. Лисовицкой приводит к выводу, что диалог в тексте АБС
построен так, чтобы подчеркнуть особое отношение землян к людям Арканара:
земляне их жалеют, но не любят, воспринимают себя как богов, а местных -
как существ с иным онтологическим статусом [12]. Таково отношение
пневматиков к окружающим их бездуховным людям, согласно гностическому учению.
Итак, в романе политическое гностическое учение коммунизма получает
квазирелигиозную основу, воспроизводящую логику рассуждений древних гностиков. Такие
категории гностической мысли, как иерархия миров, высший мир, два рода людей,
истинный гнозис у АБС секуляризованы и представлены в научной форме. Иерархия
миров - это планеты, стоящие на разных уровнях развития, высший мир - это
коммунистическая Земля, два рода людей- это земляне, владеющие истинным знанием об
устройстве мира и единственно правильным материалистическим учением, и местные
бездуховные жители, безнадежно застрявшие в отсталом мире, неспособные двинуть
прогресс дальше. Рассмотрим, как эти идеи и образы реализованы в двух
экранизациях текста АБС.
Отсюда:
http://heritage-magazine.com/index.php/HC/article/view/652/540
С наилучшими пожеланиями, Alla.
--- -Уютно у вас, а только странно. И солнца мало.
* Origin: А мы народ трудящийся... (2:5020/828.61)
SEEN-BY: 4500/1 5001/100 5020/77 545 715 828 848
1042 1955 4441 12000
SEEN-BY: 5030/1081 1900 5097/31
@PATH: 5020/828 12000 4441