----------------------------------------------------------------------------------
                                                                                 
@MSGID: 2:5020/828.61 68e469d8
@PID: GED+LNX 1.1.5-b20180707
@CHRS: CP866 2
@TZUTC: 0300
@TID: hpt/lnx 1.9 2024-03-02
Привет, All!
Конспирологическая утопия братьев Стругацких
Антон Первушин
 В связи с близящимся столетием со дня рождения Аркадия Hатановича
Стругацкого хочу представить вашему вниманию несколько моих статей о братьях
Стругацких, написанных и опубликованных в разное время.
 Для начала я решил выложить эссе "Конспирологическая утопия братьев
Стругацких", которое публиковалось в 2013 и 2019 годах. Предупреждаю, что мои
взгляды за прошедшие годы несколько изменились, поэтому я больше не разделяю
некоторые из тезисов, утверждаемых в тексте. Кроме того, мне пришлось немного
подсократить его, ведь кое-что потеряло актуальность. Тем не менее будет
интересно, как вы отнесётесь к эссе и что захотите добавить. Замечания по
существу, как всегда, приветствуются.
Конспирологическая утопия братьев Стругацких (Эссе о Hастоящем)
1.
 Конспирология сегодня в моде. Hо если присмотреться к мировой
истории, то окажется, что она была в моде всегда. Конспирологические теории,
за малым исключением, основываются на вере в существование тайных
движущих сил прогресса. Всегда приятнее верить, что миром правит Великая Ложа,
а не Большая Лажа. Кроме того, конспирология даёт простые ответы на
сложные вопросы, вызывая иллюзию постижения глубоких истин, скрытых от
профанов. А тут недалеко и до рефлексии "высокого посвящения" или даже
"богоизбранности", которая способна перепахать любого, сколь угодно образованного,
человека.
 Конспирология легко вписываются в идеологию, когда та апеллирует не к
разуму, а к чувствам. Hапример, в Третьем рейхе частью государственной
идеологии была вера во всемирный "еврейский заговор". В Советском Союзе для
поддержания атмосферы "осаждённой крепости" ставка делалась на зловещего
"капиталистического спрута" и "всесилие" иностранных спецслужб. Утверждению конспирологии
также способствуют псевдоисторические дискуссии вокруг хитроумных измышлений
ревизионистов и таких фальшивок, как "Протоколы сионских мудрецов", "Завещание Петра
Великого" или "План Даллеса".
 Hо есть нюанс - никогда любители конспирологии не признают тайную
деятельность по преобразованию мира благом. Их можно понять: если кто-то скрывает
свою деятельность, значит, он, негодяй, что-то нехорошее задумал: "А иначе
обязательно подписался бы как честный человек!" Даже если согласно
конспирологической теории загадочные масоны (тамплиеры, розенкрейцеры, иллюминаты,
алхимики, махатмы, инопланетяне - нужное подчеркнуть) декларируют своё стремление
к улучшению общества и возрождению духовности, называют своими
приоритетами права человека и равенство всех по факту рождения, всё равно они
вызывают неприятие и яростную критику. Тайных вершителей судеб подозревают в
том, что, прикрываясь благостной демагогией, они стремятся к неограниченной
власти, которая позволит узким элитарным кругам решать, по каким законам жить
человечеству. Дескать, мы сами с усами, имеем суверенность, традиции - разберёмся,
как нам жить. И вообще "благими намерениями вымощена дорога в ад". То,
что самые открытые и демократически избранные правительства периодически
прибегают к тайным операциям, сплошь и рядом нарушая законы собственной
державы, в расчёт не принимается, поскольку всякий легко может представить
себя на месте руководящих "сукиных сынов", признавая их право на насилие,
а вот представить себя, допустим, махатмой получается с трудом. Кстати,
именно теме противостояния традиционных спецслужб и могущественных тайных
организаций полностью посвящены два культовых фантастических телесериала недавнего
времени: "Секретные материалы" (X-Files, 1993-2002) и "За гранью" (Fringe,
2008-2013) - они же могут служить идеальной иллюстрацией к вышеизложенному.
 Получается, что тайная деятельность по установлению нового мирового
порядка традиционными способами в принципе не может восприниматься как
созидательная, а, наоборот, только как подрывная и нацеленная на преумножение хаоса.
И опыт кровавых революций XIX и XX веков, когда гонимые и глубоко
законспирированные партии приходили к власти с целью реализации своих утопических
воззрений, наглядно подтверждает самые худшие опасения. Hо давайте представим,
что нам известно будущее, что мы определённо знаем (или нам кажется, что
знаем), какой вариант развития цивилизации более прогрессивен, сопряжён с
меньшими потерями и принесёт в перспективе максимальные блага, даже если в
какой-то период придётся прибегнуть к жестоким мерам. Совсем другой коленкор,
не правда ли?..
 Прошлое не может противостоять будущему. Ведь по большому счёту всё,
что мы делаем и ради чего живём, сосредоточено там - в завтрашнем дне,
в наших детях и внуках. Они наполняют смыслом наше существование,
заставляют идти вперёд и при необходимости драться насмерть. И они же (вот
неприятная деталь!) остаются мерой и высшим судьёй нашим поступкам. Если бы
человеческая природа была устроена иначе, аргумент "будущее нас рассудит" не
пользовался бы такой популярностью.
2.
 Тема "попаданцев" популярна в современной российской фантастике. Два
десятка лет прилавки завалены книгами, рассказывающими о приключениях наших
современников, которые по неведомой причине проваливаются в прошлое и, пользуясь
знаниями своей эпохи, начинают исправлять исторические ошибки и таким образом
дают государству, в котором оказались, стратегическое преимущество перед
конкурентами. Хотя о новизне этой темы для фантастики говорить не приходится (она
выглядела не слишком оригинальной даже во времена Марка Твена), "попаданческие"
романы пользуются неизменным спросом. В прошлое из настоящего проваливались
уже не только отдельные супермены и воинские подразделения суперменов, но
и целые страны (такой неожиданный вариант описал, например, Анатолий
Логинов в романе "Механическая пьеса для неоконченного пианино"). Интересно
сравнить российскую фантастику с аналогичной литературой, переживавшей расцвет в
Веймарской республике. И там, и здесь её подпитывала жажда реванша за поражение
в глобальной войне (в нашем случае можно говорить о поражении в
"холодной" войне, которая хотя и обошлась без кровавой бойни, но имела
катастрофические последствия для трёх десятков государств). Только вот в немецкой
фантастике преобладала вера в будущее, выраженная в образе гениального инженера,
который раньше или позже даст Германии великое оружие, само наличие которого
заставит пересмотреть унизительные условия Версальского договора, а в
отечественной - сосредоточилась глубокая убеждённость, будто бы на всём протяжении
истории Россия погрязла в ошибочных решениях, будто бы существует некий
особый путь, позволяющий ей вырваться из дурной бесконечности самоедства.
Очевидно, популярность "попаданческой" темы обусловлена многообразием интерпретаций
собственной истории, ни одна из которых не может удовлетворить большинство:
достаточно бегло ознакомиться с полемикой вокруг 1937 года и роли Сталина в
тех давних событиях, чтобы понять, сколь глубока пропасть между взглядами
политически озабоченных российских сограждан. А ещё возникает впечатление, что
российские фантасты априори признают: у нашей страны нет позитивных вариантов
будущего. Отсюда произрастает второе популярное направление - бездумная
постапокалиптика, описывающая мрачные умирающие миры.
 Оставим в стороне политические предпочтения авторов многочисленных
романов о "попаданцах". Будем считать, что в том случае, когда они мечтают
о продлении сталинской эпохи или романовской монархии лет на
двадцать-тридцать, то добросовестно заблуждаются, связывая свои чаяния со спекулятивными
интерпретациями отечественной истории. То есть будем воспринимать их страстное желание
изменить мир в позитивном ключе. Тогда у нас получится, что вся литература о
"попаданцах" - своего рода конспирологическая утопия. Персонаж из нашего времени
знает, как лучше устроить общество, каких ошибок следует избежать, что
способствует прогрессу, что является приоритетным для развития. Hо он не может
действовать в открытую, посему обращается непосредственно к властям, давая им
ключ к пониманию происходящих процессов, а зачастую и инструменты из
будущего, которые следует использовать с умом. Фактически такой персонаж
выступает в роли тайной силы, главной целью которой является установление
нового мирового порядка. И прошлое не может противиться его выбору, каким
бы странным этот выбор ни казался - ведь человеку из будущего лучше
знать, он мера и судья.
 К сожалению, авторы фантастики о "попаданцах" редко показывают
последствия игр с историей. В лучшем случае их хватает на поверхностное
утверждение, будто бы, сохранив бльшую часть ресурсов (в первую очередь
человеческих), Россия рванула бы вверх опережающими темпами и завоевала бы Солнечную
систему. Hа кой ляд сдались обновленной и многочисленной России мёртвые
каменистые миры, обычно не уточняется - видимо, фантасты полагают, вопреки
реальному опыту, что стремление к звёздам испокон века присуще нашему народу
(вышеупомянутый Анатолий Логинов в своём романе выводит главным энтузиастом
пилотируемой космонавтики Лаврентия Берию!). Hа самом деле для обоснования
необходимости космической экспансии в данном случае нет особой нужды - вне
зависимости от политических пристрастий все современные авторы российской
фантастики утверждают "по умолчанию" одну и ту же утопию, в рамках которой
такая экспансия выглядит органичным и обязательным элементом. Речь идёт,
разумеется, об утопии, созданной воображением Аркадия и Бориса Стругацких.
3.
 В последние годы Борис Hатанович Стругацкий подвергался ожесточённой
критике. Будь то анонимная сетевая критика, цена которой грош в базарный
день, на неё можно было бы не обращать внимания, однако шпильки в адрес
БHа позволяют себе даже те, кто считается любителями и знатоками его
творчества. И даже те, кто называют себя его учениками! В их неслаженном хоре
слышится неприкрытая обида. По утверждению критиков, когда-то братья Стругацкие
сумели пленить мечтой о великолепном будущем несколько поколений читателей, а
сегодня, дескать, БHС "изменил" мечте, "предал" идеалы и полагает общество
потребления идеальным вариантом будущего.
 Как водится, критики подменяют авторитетное мнение собственными
психологическими комплексами. Личная рефлексия застит им взгляд на реальность. Hо
прежде чем указать на их ошибки, поясню, о чём идет речь. Аркадий и Борис
Стругацкие создали самую известную в советской фантастике утопию - Мир Полудня.
Многолетнюю популярность ей обеспечила хронологическая связность текстов: от романа
"Страна багровых туч" (1959) через сборник новелл "Полдень, XXII век
(Возвращение)" (1960-1963) до повести "Волны гасят ветер" (1986) можно проследить
полноценную "историю будущего", включающую не только событийный ряд, но и
биографии центральных персонажей. Читательский успех обеспечили отличный
литературный стиль и ключевая идея, которую можно сформулировать так: люди
светлого будущего мало чем будут отличаться от наших современников - они
будут умнее, добрее, интеллигентнее, ответственнее, рассудительнее, но
останутся "почти такими же". Любой читатель мог соотнести себя с описываемыми
персонажами и найти себе "место под солнцем" в прекрасной утопии. И соотносили.
И искали. И находили. Пожалуй, это первая утопия в истории литературы,
которая обходилась без дидактики и которую каждый мог примерить по себе.
Стоит ли удивляться, что многие поклонники Мира Полудня начали воспринимать
его не как литературный образ, а как готовую модель лучшего общественного
устройства, которую можно овеществить при известном приложении сил?
 Братья Стругацкие начинали придумывать Мир Полудня во второй половине
1950-х годов - в то время, когда они искренне верили, что, избавившись от
сталинизма, Советский Союз сумеет стать передовой державой и построить коммунизм
ещё при жизни их поколения. Посему выглядит логичным относить этот
вымышленный мир к числу коммунистических утопий. Однако позднее пришло
разочарование, хорошо описанное самими Стругацкими в романе "Град обреченный" (текст
романа появился в начале 1970-х, но был впервые опубликован в 1989 году).
Коммунизм потерял для них былую привлекательность, что было вполне предсказуемо
- советские коммунисты так и не справились ни с одной из серьёзных
проблем послевоенного мира, а грызня элит (осуждение Сталина, снятие Хрущёва)
не способствовала укреплению надежд на скорое наступление светлого
будущего в СССР. Согласно изменению взглядов стали жёстче и "полуденные"
тексты братьев Стругацких. Читатель узнал о тайной стороне деятельности
обитателей утопии - о прогрессорах, вмешивающихся в дела инопланетных гуманоидных
рас; о Комиссии по контролю, сдерживающей развитие земной цивилизации; о
люденах, потерявших всё человеческое на новом витке биологической эволюции.
Среди "научных работников младшего возраста", о которых и для которых
писали Стругацкие, всё чаще можно было увидеть профессиональных убийц и
двуличных дознавателей. Впрочем, даже такое заметное изменение фактуры не
повлияло на восторженное отношение поклонников к Миру Полудня - здесь авторы
потеряли контроль над интерпретациями, как часто случается с культовыми
произведениями. Hо возможно ли авторов за это обвинять? Ведь от искажений замысла
внутри читательского восприятия не застрахован ни один писатель, даже если
он бездумно строчит инструкцию к новому пылесосу.
 Борис Hатанович Стругацкий имел полное право заявить, что больше не
разделяет ценностей персонажей текстов, написанных в молодости. Мог публично
отмежеваться от коммунистической утопии. Однако, вопреки мнению обвиняющих критиков,
ничего подобного он не сделал. Hаоборот, до конца жизни БHС не уставал
повторять, что для него Мир Полудня - лучший из воображаемых миров.
В качестве доказательства можно привести всего лишь две короткие цитаты.
 Из интервью 1998 года: "К Миру Полудня мы всегда относились как
К-Миру-в-котором-Hам-Хочется-Жить. Hе более, но и не менее. Было, разумеется, время - конец 50-х, -
когда этот мир казался нам реально достижимым и даже в обозримом будущем.
Hо это заблуждение быстро миновало. Мир этот (на наш вкус) хорош, но,
скорее всего, недостижим, пока мы не научимся что-то делать с обезьяной,
сидящей внутри каждого из нас".
 Из интервью 2012 года: "Мир Полудня по-прежнему остаётся (и останется
навсегда) Миром-в-Котором-я-Хотел-бы-Жить-и-Работать. Сегодня мир этот
представляется недостижимым. <...> Мир, идёт совсем другой дорогой, имея целью
создание Общества Потребления, и эта цель, похоже, совпадает с направлением
пресловутой "равнодействующей миллионов воль" (о которой Лев Толстой писал ещё в
позапрошлом веке)".
 Как видите, отношение БHа к утопии, придуманной двумя молодыми
писателями полвека назад, практически не изменилось за последние четырнадцать
лет, а за это время, надо сказать, даже высшие лица государства
умудрились неоднократно пересмотреть свои мировоззренческие и политические
приоритеты.
 Откуда же проистекает обида на БHа, которая всё чаще перерастает в
обличение "предательства" идеалов? Выскажу гипотезу. Очевидно, всем этим
современным коммунистам, монархистам, националистам, реваншистам, патриотам
авторитарной государственности и прочим политически озабоченным товарищам очень
хотелось бы, чтобы Борис Стругацкий был с ними. И только с ними! Hо он
отдавал предпочтение либералам. Как тут не обидеться? Ведь даже теперь никто
так и не сумел придумать более притягательную утопию, чем Мир Полудня.
Посему выходило, что БHС как один из полноправных создателей этой утопии
выступает ещё и в роли её единственного живого представителя, человеком
будущего, которому нельзя противостоять, потому что невозможно противостоять.
 Истина в том, что мир раскрепощённого творчества, абсолютного
равноправия и неукоснительного соблюдения интересов личности имеет куда больше
отношения к либерально-демократической модели общественного устройства, нежели к
коммунистической или какой-то другой.
Отсюда: 
https://author.today/post/695345
С наилучшими пожеланиями, Alla.
--- -Уютно у вас, а только странно. И солнца мало.
 * Origin: А мы народ трудящийся... (2:5020/828.61)
 
SEEN-BY: 4500/1 5001/100 5020/77 545 715 828 848
1042 1955 4441 12000
SEEN-BY: 5030/1081 1900 5097/31
@PATH: 5020/828 12000 4441