RU.NEWS------------------ < Пред. | След. > -- < @ > -- < Сообщ. > -- < Эхи > --
 Nп/п : 1 из 100
 От   : NewsRobot                           2:5053/51         09 ноя 24 03:32:26
 К    : All                                                   09 ноя 24 02:32:05
 Тема : `Нужно просто встать с кровати и открыть дверь курьеру`. Мир привык сни
----------------------------------------------------------------------------------
                                                                                 
@MSGID: 2:5053/51 72ebbaa0
@TID: FMail/2 1.48b
@PID: FTools/2 1.48b
Lenta.ru: https://lenta.ru/news/2024/11/09/shopping/
 09.11.2024 00:00 `Нужно просто встать с кровати и открыть дверь
курьеру`. Мир привык снимать стресс покупками в сети. Почему это опасно?

 `Нужно просто встать с кровати и открыть дверь курьеру`. Мир привык
снимать стресс покупками в сети. Почему это опасно?
Дина Васильева
 Маркетплейсы подарили покупателям еще один источник мгновенного
удовольствия: приобрести любой товар можно не выходя из дома, а отслеживание
заказа по трекинговому номеру превратилось в отдельный вид наслаждения. Но
психологи бьют тревогу: необдуманные траты, которые доставляют радость в
моменте, ухудшают эмоциональное состояние в долгосрочной перспективе. Как
онлайн-шопинг превратился в зависимость и существуют ли способы ее побороть -
разбиралась `Лента.ру`.
 Как онлайн-шопинг победил походы по магазинам?Онлайн-шопинг уже давно
превратился из новинки в обыденность: маркетплейс Amazon начал свою деятельность
почти 30 лет назад как онлайн-площадка для продажи книг, а теперь только
в США его клиенты совершают около 10 тысяч покупок в минуту. В
период пандемии потребители начали покупать онлайн даже предметы первой
необходимости, такие как туалетная бумага. Согласно ежегодному обзору розничной
торговли, продажи в электронной коммерции выросли на 244 миллиарда долларов (43
процента) в 2020 году по сравнению с показателем предыдущего года.
 Такой скачок был частично вызван желанием избегать закрытых помещений.
Однако ученые связывают его еще и с самоуспокаивающим поведением - доказано,
что шопинг действительно может быть терапевтичным. Например,
исследование, опубликованное в журнале Journal of Consumer Psychology, показывает, что шопинг
помогает людям мгновенно почувствовать себя счастливее, а также бороться с
затяжной грустью. Одна из причин заключается в том, что принятие решения о
покупке дает чувство личного контроля и автономии.
Фото: Brendan McDermid / Reuters
 Другое исследование, появившееся в издании Psychology &
Marketing, объясняло, что походы по магазинам оказывают `длительное положительное
влияние на настроение` и не связаны с чувством сожаления или вины за
спонтанные траты. Однако онлайн-покупки вознесли эти ощущения на новый уровень.
`По сравнению с обычным шопингом это гораздо более приятный опыт. Здесь
меньше барьеров и поведенческих издержек, а конкретики и выбора, напротив,
больше. Такой вид шопинга полностью подстраивается под нас. Мы сами выбираем,
с какой скоростью совершать покупки`, - объясняет психолог Джошуа
Клапов, доцент кафедры общественного здравоохранения в Университете Алабамы.
 Очевидно, что одна из причин привлекательности шопинга в интернете -
это удобство. Когда мы отправляемся в магазин, объясняет Клапов, нам
приходится идти пешком или ехать на автомобиле, а затем тратить несколько часов
на поиски нужной вещи, а потом возвращаться домой. Для многих эти
незначительные неудобства могут снизить ценность покупки. Кроме того, онлайн-покупки
связаны с отсроченным видом удовлетворения - ожиданием заказа.
Это как Рождество каждый день
 Джошуа КлаповпсихологПочему людей тянет на маркетплейсы?Для того чтобы
выдерживать разного рода стрессы, у человека есть комплекс защитных механизмов.
Он работает по принципу противовеса: чем больше давление извне, там
сильнее включается защита. К этому добавляется физиология: гормональная система
неразрывно связана с нервной, то есть внешние факторы воздействуют на внутренний
мир человека. Каждая реакция сопровождается гормональным процессом. Когда
речь идет о стрессе и его ослаблении, подключаются гормоны счастливого
спектра, такие как серотонин, окситоцин, дофамин.
 `Сейчас очень популярна тема с быстрым и долгим дофамином. Что такое
долгий дофамин? Это образ жизни человека, направленный на улучшение ее
качества в глобальном смысле, долгосрочное укрепление физического и
психологического здоровья, позитивное мышление, ощущение наполненности и изобилия.
Быстрый же дофамин - это способ снять сиюминутное напряжение. Например,
съесть быстрые углеводы или полистать мемы, вызвать прилив положительных
эмоций в моменте`, - рассказывает специалист по кризисной психологии и
поведенческому анализу Василиса Кулешова.
Фото: Shutterstock / Fotodom
 По ее словам, для того, чтобы выйти в фазу обретения положительного
опыта в долгом дофамине, нужно прилагать усилия: стараться налаживать жизнь
во всех ее аспектах, строить здоровые отношения, быть честным,
трудолюбивым, справедливым; учиться, развиваться, достигать успехов. А быстрый
дофамин всего этого не требует: достаточно просто потратить 500 рублей на
кофе с булочкой - и ты почувствуешь себя чуть счастливее в ближайшие 15
минут.
 Однако этот способ обладает свойством дофаминовой ямы. Чем быстрее
удовольствие, чем больше его концентрация - тем серьезнее впоследствии будет
эмоциональный спад, сопровождаемый апатией, бессилием и отсутствием аппетита. Он
действует как наркотик, вызывая привыкание, вследствие которого организм начинает
требовать все больше и больше краткосрочного удовольствия.
 Эпоха карго-культуры, когда покупателю нужно просто встать с кровати
и открыть дверь курьеру, привела к тому, что и онлайн-шопинг стал
способом получения быстрого дофамина
 Василиса Кулешовапсихолог`Человек заходит на маркетплейс и начинает
сливать деньги на вещи, которые ему кажутся привлекательными в моменте, но в
действительности они не нужны. Он удовлетворяет внезапное "хочу", чтобы прикоснуться к
радости обладания и ощутить, что он может себе это позволить здесь и
сейчас, укрепиться в самооценке. Плюс - яркие картинки и желание ощущать
себя так же, как условная модель на фото в этих самых джинсах. Но
радость скоро проходит, потому что это - быстрый дофамин`, - утверждает
Кулешова.
 Зависимость от онлайн-шопинга - это болезнь?В долгосрочной перспективе
необдуманные траты приводят только к ухудшению состояния: потраченные деньги уже
не вернуть, а ненужные вещи валяются в шкафу. `Человек, зависимый от
быстрого дофамина, в моменте тратит, например, 50 тысяч рублей на новый
гардероб. Это может быть крупной частью его зарплаты, ценой которой он
избавился от стресса в моменте. А спустя время ему понадобится сходить к
стоматологу, заменить резину на автомобиле или оплатить что-то ребенку. Появится
ощущение дефицита, сублимировать которое можно уже проверенным способом - на
маркетплейсе. Так происходит по кругу до бесконечности`, - говорит специалистка.
Фото: Shutterstock / Fotodom
 Компульсивный шопинг (или любой другой вид зависимости от покупок) не
включен в Диагностическое и статистическое руководство по психическим
расстройствам (DSM). Однако им обеспокоились более века назад: немец Эмиль
Крепелин считается первым психиатром, который описал это явление, назвав его ониоманией.
В журнале Advances in Psychiatric Treatment отмечается, что сегодня ученые
продолжают спорить о том, действительно ли зависимость от покупок является
психическим заболеванием или это всего лишь досуг, который позволяет людям
управлять своими эмоциями или самовыражаться.
 Ученые представили психологические факторы, располагающие к развитию
зависимости от онлайн-шопинга. Среди них - низкая самооценка, негативное
эмоциональное состояние, склонность к анонимности и бесконтрольное потребление
контента
 Еще одно исследование, опубликованное в журнале Frontiers in
Psychology, было посвящено разработке шкалы, измеряющей аддикцию от онлайн-покупок.
По мнению авторов, для соответствия определению зависимого поведения важно
наличие четырех элементов: выраженность (означает, что онлайн-покупки - самая
важная деятельность в жизни человека), сильное изменение настроения (ощущение
эйфории после размещения заказа), конфликт с членами семьи на почве трат в
интернете и рецидив (возобновление поведения после попытки прекратить). В этих
случаях человеку может быть полезно пройти когнитивно-поведенческую терапию,
заключает Клапов.
 Как избежать импульсивных трат в сети? Василиса Кулешова утверждает,
что быстрое удовольствие от компульсивного шопинга все же можно перевести
в раздел долгого дофамина. Для этого, по ее словам, необходимо, чтобы
траты были запланированными и совершались в соответствии с долгосрочным
жизненным планом. `Задайте себе вопрос: "Что я буду делать в ближайшие два-три
месяца?" Если вы собираетесь в отпуск, то проанализируйте, что у вас уже
есть для этой поездки, а чего точно не хватает. Составьте список покупок
- так вы сможете избежать дубликатов и перейдете к осознанному
потреблению`, - советует она.
 Перед тем как оформить заказ, стоит посмотреть на все товары в
корзине и ответить себе еще на один вопрос: `Я просто хочу эту вещь или
действительно в ней нуждаюсь?` `Это заставит вас как бы посмотреть в зеркало. И
вы будете удивлены, сколько товаров в итоге вы удалите или отложите на
потом`, - описывает Клапов действие этого когнитивного упражнения.
Фото: Shutterstock / Fotodom
 Психолог также рекомендует прикрепить к экрану компьютера стикер с
цифрой, означающей месячный бюджет на шопинг, или сообщение, которое побудит
еще раз проверить общую стоимость товаров, прежде чем нажать кнопку
`купить сейчас`. Это один из любимых способов Клапова: по его словам,
визуальное напоминание поможет охладить волнение от новой находки на
маркетплейсе.
 Наконец, эксперт призывает не хранить данные банковской карты на
сайтах в интернете. `Многие люди подгружают данные сразу нескольких карт,
ускоряя возможность совершения покупок. В идеале не следует хранить ни одной
карты. Не столько с точки зрения безопасности, сколько с точки зрения
импульса. Необходимость вручную вводить платежную информацию требует
дополнительной минуты, которая, возможно, заставит переосмыслить трату`, - подводит
итог психолог.

--- NewsRobot V0.14l/OS2 (C) W2M PROGRAMMING, 02.2014-02.2022
 * Origin: CONCORD BBS (2:5053/51.0)
SEEN-BY: 50/109 221/6 301/1 341/66 452/28 463/68
467/888 4500/1 5000/111
SEEN-BY: 5001/100 5005/49 5010/352 5015/42 5019/40
5020/113 715 830 848 1042
SEEN-BY: 5020/4441 12000 5030/49 115 1081 5049/3
5053/51 57 5058/104 5061/133
SEEN-BY: 5083/1 444 6090/1
@PATH: 5053/51 5020/1042 4441



   GoldED+ VK   │                                                 │   09:55:30    
                                                                                
В этой области больше нет сообщений.

Остаться здесь
Перейти к списку сообщений
Перейти к списку эх