----------------------------------------------------------------------------------
@MSGID: 2:5053/51 877aac90
@TID: FMail/2 1.48b
@PID: FTools/2 1.48b
https://lenta.ru/news/2025/07/16/eksperty-priznali-novyy-zakon-o-marketpleysah-s
hagom-k-prozrachnosti-onlayn-torgovli/
16.07.2025 14:27 Эксперты признали новый закон о маркетплейсах шагом
к прозрачности онлайн-торговли
Эксперты признали новый закон о маркетплейсах шагом к прозрачности
онлайн-торговли
В Госдуме прошло первое чтение законопроекта об онлайн-торговле на
маркетплейсахГригорий Шугаев (
business@lenta-co.ru)
В Государственной думе прошло первое чтение законопроекта о
платформенной экономике, который вводит регулирование цифровых торговых площадок и
устанавливает новые правила взаимодействия между маркетплейсами, продавцами и
покупателями. Документ был разработан Министерством экономического развития и внесен
на рассмотрение правительства 3 июля. Депутаты единогласно поддержали
концепцию Минэкономразвития, однако отметили необходимость доработок ко второму
чтению.
Министр экономического развития Максим Решетников, представляя
инициативу, подчеркнул, что в 2024 году маркетплейсы выполнили более 6 миллиардов
заказов, а на платформах работают около 1 миллиона продавцов. `Федеральный
закон вводит единые правила для всех участников рынка - операторов
платформ, продавцов, покупателей и служб доставки`, - отметил министр.
Согласно законопроекту, маркетплейсы будут обязаны проверять сведения о
продавцах по государственным реестрам. Размещение карточек товаров без указания
необходимых сертификатов, лицензий и маркировки окажется под запретом. Это, в
частности, касается незарегистрированных лекарств, биологически активных добавок,
агрохимикатов и пестицидов.
Одним из ключевых положений станет запрет на манипуляции с
пользовательской выдачей. При выборе покупателем определенного критерия сортировки
платформа не сможет менять порядок отображения товаров, продвигая рекламные
предложения.
По словам председателя организации `Общественная потребительская
инициатива` Олега Павлова, такие изменения необходимы для защиты интересов
покупателей. `Кроме того, маркетплейсам должно быть запрещено при ранжировании и
осуществлении поисковой выдачи создавать преимущества для своих собственных товаров
или услуг`, - подчеркнул он.
Основатель `Клуба партнеров на маркетплейсах` Илья Бухарин считает,
что запрет на изменение алгоритмов поисковой выдачи положительно повлияет
на развитие малого и среднего бизнеса. `Это уравнивает селлеров и дает
шанс МСП на органический рост. А МСП - это ядро маркетплейсов:
индивидуальные предприниматели, самозанятые`, - заявил он.
Новые нормы также предусматривают обязательство платформ обеспечить
техническую возможность связи пользователя с продавцом для упрощения процедуры
возврата некачественной продукции. Олег Павлов отметил, что в текущих условиях
покупатели не всегда могут установить юридический и фактический адрес продавца,
что затрудняет подачу претензий.
Доцент института экономики, управления и права Московского городского
педагогического университета Вадим Ковригин уверен, что проект снижает риски для всех
участников торговли. `Покупатели получат понятный алгоритм возврата товаров, а
число недобросовестных продавцов уменьшится - благодаря обязательной проверке
перед выходом на платформу`, - пояснил он.
Значительная часть инициатив направлена на защиту продавцов. Согласно
законопроекту, маркетплейс обязан предупреждать о любых изменениях в оферте минимум
за 45 дней. В договоре также должны быть прописаны все возможные
санкции, основания для их применения и порядок обжалования.
`Самой большой проблемой селлеров были внезапные изменения оферты, еще
пару лет назад их могли анонсировать за сутки`, - отметил Илья Бухарин.
Он добавил, что полтора месяца - это достаточный срок для адаптации
бизнеса.
Исполняющий обязанности исполнительного директора Ассоциации участников
рынка электронной коммерции Евгения Черницкая назвала 45-дневный срок
`фантастическим периодом`. Она подчеркнула важность предусмотренных в проекте мер.
Отдельным пунктом стало регулирование участия в промоакциях. Ранее
маркетплейсы могли автоматически включать товары в скидочные кампании. `Весной и
Ozon, и Wildberries дали возможность отказаться от участия в таких акциях,
а новый закон теперь это запрещает официально`, - добавил Илья Бухарин.
Теперь снижение цены возможно только по согласию продавца и при уведомлении
за пять дней.
Однако документ не ограничивает право самих платформ предоставлять
скидки на товары. Это вызвало критику со стороны некоторых ритейлеров,
считающих, что такие действия ведут к монополизации. Тем не менее объединения
потребителей и малого бизнеса придерживаются противоположной позиции.
Сопредседатель Союза потребителей России Владимир Слепак подчеркнул,
что `возможность приобрести товар по низкой цене крайне важна`. По его
словам, `у нас 42 миллиона пенсионеров, около 12 миллионов инвалидов, более
4 миллионов матерей-одиночек, около 2,5 миллиона многодетных семей.
Низкие цены маркетплейсов противодействуют высокой инфляции и позитивно влияют
на потребление, сбережения, производство и устойчивость экономики`.
Президент Ассоциации представителей электронной торговли Алексей
Москаленко сообщил, что около 80 процентов опрошенных продавцов поддерживают
сохранение скидок. Поддержку этой позиции выразил и заместитель председателя
комитета Государственной думы по экономической политике Артем Кирьянов. По его
мнению, инициатива офлайн-ритейлеров по отмене скидок на маркетплейсах `это
попытка убить малый бизнес и залезть в кошелек людям`..
Тем не менее, представители традиционного ритейла остались недовольны
законопроектом. Они считают, что документ не выравнивает условия между онлайн- и
офлайн-торговлей. Однако, как отметил заместитель главы администрации президента Максим
Орешкин, в пересмотре нуждается регулирование традиционного ритейла. Эту позицию
поддержал и Максим Решетников, добавив, что усилия государства должны быть
направлены не на ужесточение контроля онлайн-торговли, а на устранение
существующих дисбалансов в офлайн.
Президент Владимир Путин на ПМЭФ-2025 также поручил проанализировать
действующее регулирование в традиционной торговле, отметив его несоответствие
современным вызовам.
В министерстве экономического развития подчеркивают, что законопроект
направлен на повышение прозрачности онлайн-торговли и защиту прав всех
участников рынка. Представитель ведомства подчеркивал, что все предложения ритейла
были рассмотрены в рамках оценки регулирующего воздействия и заседаний
рабочих групп, и часть из них вошла в итоговую версию законопроекта.
Положения законопроекта вызвали бурную реакцию в традиционной рознице.
Ритейлеры выступают за ужесточение регулирования платформ - в частности,
предлагают сократить переходный период до вступления закона в силу, а также
ограничить скидки, которые маркетплейсы предлагают покупателям. Тем не менее,
общественные организации, представляющие интересы покупателей и предпринимателей,
которые работают на маркетплейсах, уверены, что законопроект закрывает
большинство потребностей пользователей платформ, а торговые сети преследуют свои
коммерческие интересы.
Глава Ассоциации представителей электронной торговли Алексей Москаленко
указал, что организация принимала участие в разработке законопроекта и
отметил, что важнейшие предложения были учтены. С ним согласен и экономист,
преподаватель НИУ ВШЭ Григорий Баженов. `Законопроект исчерпывающим образом отражает
все наиболее актуальные для покупателей вопросы, снимает при приобретении
товаров на маркетплейсах для них риски, присутствующие сейчас. Любопытно, что
офлайн-ритейлеры остались недовольны текущим законопроектом - но критика в адрес
инициатив, звучащая с их стороны, не отражает потребностей покупателей и скорее
связана со стремлением отстоять коммерческие интересы `традиционных`
офлайн-сетей`, - подчеркивает эксперт.
--- NewsRobot V0.14l/OS2 (C) W2M PROGRAMMING, 02.2014-02.2022
* Origin: CONCORD BBS (2:5053/51.0)
SEEN-BY: 50/109 221/6 301/1 341/66 452/28 463/68
4500/1 5000/111 5001/100
SEEN-BY: 5010/352 5015/42 5019/40 5020/101 113 715
830 848 1042 4441 12000
SEEN-BY: 5030/49 115 1081 5049/3 5053/51 57
5058/104 5061/133 5083/1 444
@PATH: 5053/51 5020/1042 4441