Nп/п : 25 из 29
 От   : Yuriy Chigvintsev                   2:50/72.3         19 ноя 23 18:09:30
 К    : All                                                   19 ноя 23 12:21:03
 Тема : Пути русского богословия (версия для православной эхи)
----------------------------------------------------------------------------------
                                                                                 
@MSGID: 2:50/72.3 6559d111
@CHRS: CP866 2
@TID: hpt/w32-mvcdll 1.4.0-sta 19-03-04
Салют!

 Сабж я читал в литовском репринте 1991 года с прижизненного
экземпляра 1937 года. Из-за финансовой ограниченности эмигрантов книга набиралась
в Париже без абзацных отступов, сплошным кирпичом (хотя и в
дореволюционной орфографии), а переиздание заметно ухудшило качество отпечатка. В
результате мне потребовалось потратить много времени на чтение 520 таких
замыленно-головоломных страниц, но о том не жалею, бо "Пути" оказались по-настоящему
хороши.

 Автор описывает развитие русского богословия, религиозной философии и
духовного образования, начиная с Крещения Руси и заканчивая бандитским
переворотом 17-го года. К примеру, о. Георгий раскрывает богословский смысл спора
иосифлян и заволжцев, показывая, как он в разных видах повторялся на
протяжении всей истории. Hемало внимания уделяется взаимоотношениям России с
Западом, что немаловажно. Знакомый нашим семинаристам томик о. Давыденкова
кажется им чем-то естественным и очевидным. Однако собственного учебника
догматики в России не было вплоть до середины 19 века (да и тем не
пользовались). Вся Русь Святая училась по католическим и протестантским книгам (до
Петра - иногда и по грекам). И учебники с русскими авторами и русскими
буквами той поры если и были, то как компиляции и пересказы тех же
католиков и протестантов.

 В "Путях" можно узнать о богословских воззрениях славянофилов, Гоголя,
Соловьёва, о. Павла Флоренского и многих других. При чтении перед внутренним
взором проходит огромное количество людей, но в них не путаешься, как в
Карташовских греках, и это большой "плюс" о. Георгия как автора.

 Мы иногда воспринимаем православное богословие в России как нечто
такое, где всё ладно, согласно и мертво, словно в гербарии. Автор же не
боится писать о разногласиях, пикировках и - развитии. Так, он упоминает
спорах о душе между святителями Игнатием Брянчаниновым и Феофаном
Затворником. О разногласиях второго с св пр Иоанном Кронштадтским по поводу
Иисусовой молитвы. О наездах на двух последних Победоносцева. Или о странном
учении свт Феофана о мировой душе и одушевлённости всякой вещи.

 В общем, книга показалась мне занятной и полезной, хотя и непростой.
Если надумаете почитать, то ни в коем случае не берите издание 91 года.
Закажите лучше новое с абзацами и нормально пропечатанными страницами. А то
есть риск сломать и глаза, и голову %-))).

Совиная Ферма, до востребования.
--- Damn fine covfefe  (New Point Express)
 * Origin: Mast und Mitte (2:50/72.3)
SEEN-BY: 50/8 72 109 700 221/6 240/1120 250/25
301/1 341/66 450/68 463/68
SEEN-BY: 467/888 4500/1 5000/111 5001/100 5005/49
5015/46 5019/40 5020/101
SEEN-BY: 5020/113 290 570 715 830 846 848 921
1042 4441 8912 12000 5022/2
SEEN-BY: 5023/12 24 5030/49 115 1081 5034/13
5053/51 5054/8 5055/73 5058/104
SEEN-BY: 5061/133 5075/128 5083/1 444 6090/1
@PATH: 50/72 5023/24 5020/715 1042 4441



   GoldED+ VK   │                                                 │   09:55:30    
                                                                                
В этой области больше нет сообщений.

Остаться здесь
Перейти к списку сообщений
Перейти к списку эх