RU.SNOOKER--------------- < Пред. | След. > -- < @ > -- < Сообщ. > -- < Эхи > --
 Nп/п : 7 из 80
 От   : Moderator of RU.SNOOKER             2:5053/58         01 июл 24 00:06:26
 К    : All                                                   01 июл 24 10:01:05
 Тема : What is snooker?
----------------------------------------------------------------------------------
                                                                                 
@MSGID: 2:5053/58 6681bac2
@PID: txt2pkt/lnx 1.9 2024-03-02
@TID: txt2pkt/lnx 1.9 2024-03-02

                    *Что такое снукер и с чем его едят?*

 Снукер - это лишь одна из многих бильярдных игр (которые
предполагают удар кием по шарам на специальном столе, на котором не всегда есть
лузы), но, пожалуй, самая интересная из них, со своими простыми и сложными
моментами. Конечно, в своем основании снукер - это игра и развлечение, но
современный профессиональный снукер - это спорт высших достижений, требующий от
игроков высочайшего мастерства и постоянных длительных и тяжелых тренировок. В
этой заметке будет рассказано о правилах и особенностях этой игры.

 Снукер - это что-то среднее между теннисом и шахматами (все эти
виды спорта роднит игра двух соперников). Снукер требует почти таких же
мышления и расчетов, как шахматы; а физической подготовки - не намного
меньше, чем в теннисе (хотя с первого взгляда это и не заметно). Кроме
того, так же как и в теннисе, профессиональный снукерный матч состоит не
из одного фрейма (партии или сета). А еще нередко имеет значение, какой
рукой (правой или левой) ведет игру участник, и насколько хорошо он играет
другой рукой. Выигрыши ведущих снукеристов меньше, чем в теннисе (или
гольфе), но вполне сопоставимы с шахматами. В снукере, как и в шахматах,
можно рассчитывать рейтинг ЭЛО, но этого не делается, видимо, в виду
определенной замкнутости снукерного сообщества: профессиональных игроков в снукер
куда меньше, чем гроссмейстеров в шахматах, а разница между профессионалом
и любителем в снукере гораздо больше, чем в шахматах. По сложности
организации снукер гораздо проще тенниса (или гольфа), но, конечно, сложнее
шахмат. Однако экипировка для игры в снукер достаточно дешева - требуется
только кий, пара удлинителей для него и такой расходный материал, как мелок
(чтобы мелить наклейку кия). Правда, игровой стол требуется особенный; о его
размерах и разметке будет сказано далее.

 Снукер был изобретен во второй половине 19-го века английскими
колонистами в Индии. Известны даже точные дата и имя изобретателя - 17 апреля
1875 года, город Джабалпур, Невилл Фрэнсис Фицджеральд Чемберлен (тогда
старший лейтенант, впоследствии кавалер Ордена Бани и Королевского
Викторианского ордена). Правила игры официально установлены в начале 20-го века;
первый Чемпионат мира прошел в 1927 году. До середины 1960-х годов из-за
своих особенностей (важности разного цвета шаров) снукер не пользовался
особой популярностью; с возникновением же цветного телевидения снукер стал
активно развиваться, хотя из-за этих особенностей снукер все еще уступает в
популярности другим видам бильярда. Ныне он популярен, любим и уважаем на
Британских островах (в Великобритании и Ирландии), а также в Китае; в других
странах интерес к снукеру не очень большой, но кто заинтересовался снукером,
полюбил его - тот навсегда сохранит этот интерес и любовь. В России снукер
любят зрители спутникового телеканала "Евроспорт" (поэтому, на мой взгляд,
наличие этого канала необходимо и обязательно для всех телеоператоров).

 Размеры игрового стола для снукера самые большие в бильярде: 3,5
метра в длину; 1,75 метра в ширину (правильнее, 12 футов на 6 футов).
Это указаны параметры стола от одного до другого края, тогда как размеры
игрового поля несколько меньше, но все равно стол очень велик - и широк и
длинен. Практически все расстояния в снукере измеряются в английской системе
мер - в футах и дюймах (фут составляет 12 дюймов или 304,8 мм; дюйм -
2,54 см, что примерно соответствует ширине большого пальца руки). В основе
стола лежит графитовая плита толщиной 60 миллиметров, придающая столу
максимальную устойчивость, и его общий вес составляет 2 тонны. Так как строго
горизонтально установить стол трудно, даже на крупнейших профессиональных турнирах
случаются погрешности в его установке (составляющие, возможно, доли миллиметра).
Из-за этого стол, как говорят специалисты, "ведет", и из-за этого
искажается движение шаров, то есть оно оказывается не прямолинейным. На столе
натянуто сукно зеленого цвета с зачесом ворса в сторону дальнего (черного)
короткого борта. Зачес сукна нужно учитывать, так как он мешает или помогает
движению шаров.

 Стол должен быть размечен специальным образом; обычно разметка стола
делается мелом. На расстоянии 29 дюймов от ближнего к игрокам и зрителям в
зале короткого борта рисуется так называемая болкерная линия, на которой
(в сторону ближнего борта) рисуется полукруг - сектор D диаметром 11
дюймов. Центр диаметра этого полукруга (на болкерной линии) является отметкой
коричневого шара; в месте касания полукруга и болкерной линии слева находится
точка жёлтого шара, справа - зеленого. В центре стола рисуется отметка
синего шара, а точно по середине между этой отметкой и дальним бортом
делается отметка розового шара, за которым, в сторону дальнего борта,
устанавливается пирамида красных шаров. Под пирамидой на расстоянии 12 дюймов от
дальнего борта ставится отметка черного шара.

 Традиционно камеры, показывающие снукерный матч, расположены со стороны
черного шара, вдали от болкерной линии (тогда как зрители в зале сидят
наоборот, и черный шар от них далеко, в болкерная линия близко).
Следовательно, дальний по букве правил борт становится ближним для телезрителей;
иначе его называют "черный борт", так как ближе всех к нему расположен
черный шар. Исходя из этого, ближние к черному борту и телезрителям угловые
и средние лузы называются, соответственно, левыми и правыми угловыми и
средними. Дальние же угловые лузы в обиходе именуются по названиям ближайших к
ним цветных шаров - дальняя левая угловая называется "желтой", а правая
- "зеленой". На профессиональных турнирах действует правило: место игрока
с более высоким рейтингом располагается напротив желтой лузы, тогда как
игрока с более низким рейтингом - напротив зеленой; если же игроки сидят
рядом друг с другом, то место игрока с более высоким рейтингом находится
левее, если смотреть фронтально.

 В соответствии с правилами профессионального снукера, в помещении, в
котором идет игра, не должно быть окон, в помещение не должен проникать
дневной свет (надо заметить, что точно такие же требования предъявляются к
игральным залам в казино). Освещается снукерный стол мощной лампой, закрепленной
над столом. Кроме того, стол специальным образом подогревается: температура
поверхности составляет около 40 градусов.

 Размер шаров в снукере 52,5 миллиметра, точный размер луз в правилах
не сообщается: он должен просто соответствовать принятым стандартам, а
они таковы, что луза получается почти в 2 раза больше шара. Такой
размер луз позволяет играть шары, находящиеся близко к борту (и даже
прижатые к нему), что невозможно в русском бильярде. Таки образом просто
забить шар в лузу не очень трудно, однако, несмотря на кажущуюся простоту,
маленькие размеры шаров и большие размеры стола создают немалые (хотя и не
самые серьезные) проблемы при игре. Из-за этого же снукер совершенно не
сочетается с русским бильярдом, где все наоборот - шары большие, а лузы
маленькие.

 В снукере 21 шар - 15 красных шаров (изначально стоящих в форме
пирамиды) и 6 цветных шаров (в начале игры стоящих на своих отметках). Кроме
того, есть биток белого цвета, и только по нему можно ударять кием.
Двукратный удар по битку запрещен, называется "пропих" и ведет к фолу (ошибке
со штрафом). Битком обязательно нужно попасть в правильный прицельный
шар, при отсутствии такого попадания после остановки битка тоже объявляется
фол. Игроки по очереди подходят к столу и совершают удары, пока кто-то
не забьет в лузу правильный прицельный шар, которым в начале любого
подхода к столу всегда является красный, а при отсутствии красных на столе
- самый дешевый из оставшихся цветных. Самый первый удар во фрейме
называется "начальный удар" или просто "подбой", и его невозможно сделать таким
образом, чтобы сразу забить красный шар (в отличие, например, от пула).

 Если красный забит без нарушения правил, игрок должен делать
следующий удар по одному из шести цветных шаров, и в этом состоит одно из
основных правил снукера: игра шаров с чередованием "красный - цветной". Если
прицельный цветной при этом очевиден, его не нужно называть; если же есть
сомнения в том, по какому шару будет вестись игра, то цветной шар нужно
заказывать (и за попадание по другому цветному, или по красному, разумеется,
следует фол). Если ошибок при забитии правильного прицельного шара не
совершено, игрок получает за него очки в соответствии со стоимостью шаров:
красный - 1 очко, желтый - 2, зеленый - 3, коричневый - 4, синий - 5,
розовый - 6 и черный - 7.

 Еще важно то, что при ударе по красному шару допускается падение в
лузу любого количества красных шаров - и за каждый из них будет дано по
одному очку. Если же вместе с красным падает цветной (или биток) -
назначается штраф, и очки за упавшие шары не зачисляются. При ударе по цветному
забивать можно только один цветной; если в лузу упадет любой другой шар -
очки тоже не будут начислены и будет назначен штраф. Подробнее о штрафах
будет сказано далее.

 Когда игрок после забитого красного играет по цветному и забивает
его - он продолжает свой подход, и снова бьет по красному, продолжая
чередовать забитие красных и цветных шаров. При этом забитые в лузу красные
шары так и остаются там до конца фрейма, а забитые цветные выставляются
обратно на стол на свою отметку. Если отметка цветного шара по какой-то
причине занята прикатившимся (или выставленным) на нее другим шаром, то
цветной выставляется на самую дорогую из свободных отметок, а если свободных
точек нет вообще - то как можно ближе к своей отметке со стороны черного
борта.

 Несколько шаров, забитых в соответствии с правилами при одном
подходе, называются "серия" или "брейк". Чтобы такая игра была возможна, от
игрока требуется совершать так называемые выходы, то есть не просто ударять
по битку, чтобы забить прицельный шар, но ударять так, чтобы после
этого биток выкатился на удачную и простую позицию для следующего удара.
Вероятно, именно необходимость постоянно делать выходы составляет главную
сложность снукера. Об этом подробно будет рассказано далее.

 Если же правильный прицельный шар не забит, удар переходит к
сопернику, и он снова должен бить по красному, независимо от того, на каком
шаре (красном или цветном) потерпел неудачу его соперник. Таким образом,
первый удар в подходе всегда совершается по красному шару, если красные
остались на столе. Когда все красные шары заканчиваются, то игра продолжается
на цветных, которые играются в порядке возрастания их стоимости, и в
этом случае забитые цветные на стол уже не возвращаются.

 Партия (фрейм) заканчивается, когда забиты все шары, или после
забитого розового преимущество одного из игроков больше 7 очков (стоимости
черного шара). Побеждает во фрейме тот, кто набрал больше очков, чем
соперник. Важным понятием здесь является "фрейм-болл", то есть шар, после
забития которого сопернику бьющего не хватает оставшихся на столе очков для
того, чтобы выиграть фрейм (если его противник не совершит ошибку). После
того, как фрейм-болл сыгран, игрок может позволить себе не особо стараться,
не забивать дальше и закончить фрейм, но правила игры (да и просто
хорошего тона) обязывают его продолжать подход далее; не обязательно забивать
только последний черный шар. И это понятно: играть, зная, что взял фрейм,
легче, чем под напряжением, так что игра идет в более расслабленном
состоянии и с все нарастающей уверенностью игрока в самом себе.

 Оставшееся (имеющееся) на столе количество очков - это очень важный
момент в снукере. Число оставшихся очков считается по формуле - красные
через черный плюс все цветные шары. Например, если на столе остались два
красных шара, то число очков, которые можно набрать - 16+27=43, то есть два
раза нужно сыграть красный с черным - это 16 очков, а потом все
цветные, это 27 очков. Приведем расчет количества оставшихся на столе очков
для разного количества шаров. Если остались два шара - розовый и черный
- то на столе 13 очков; если остались синий, розовый и черный - 18
очков. При добавлении к ним коричневого шара - 22 очка, с зеленым - 25
очков, а с желтым (то есть когда на столе все 6 цветных) - 27 очков.
Далее по количеству красных шаров (при условии игры "красный - черный"): 1
красный - 35 очков, 2 красных - 43 очка, 3 красных - 51 очко, 4 красных
- 59 очков, 5 красных - 67 очков; 6 красных - 75 очков; 7 красных
- 83 очка; 8 красных - 91 очко; 9 красных - 99 очков и так далее.
Таким образом, не трудно подсчитать, что абсолютным максимумом очков,
которые можно набрать за один фрейм, является 147 очков (но такое случается
очень редко).

 Многие фреймы заканчиваются большой серией одного из игроков (не
обязательно трехзначной), тогда как его сопернику вовсе не удается набрать ни
одного очка. Но нередко что-то мешает игроку сделать большую серию, или у
его соперника во фрейме тоже был набраны какие-то очки. В этом случае,
если преимущество лидера партии велико, соперник не будет выходить к
столу. Но если преимущество небольшое, обычно от 1 до 12 очков (но может
быть и больше), соперник, скорее всего, попробует отыграться. Сделать это
можно путем постановки снукеров.

 Снукером (в честь чего названа сама игра) является позиция, при
которой прицельный шар не находится для битка в зоне прямой видимости. Если
следовать букве правил, снукером считается позиция, при которой прицельный шар
не виден полностью (даже для самого тонкого или слабого попадания
битком) с двух сторон. В реальной же игре снукером называется ситуация,
когда какие-либо шары не позволяют достать прицельный шар прямым ударом (то
есть нужно играть или обводящим или через борт). Соответственно, снукер
затрудняет удар и может привести к неправильному попаданию и штрафу.

 Штраф в снукере начисляется в пользу соперника игрока, который
допустил ошибку. Обычный штраф - 4 очка (в пользу соперника), но при ошибке
на синем, розовом или черном штраф приносит столько очков, сколько стоит
шар, на котором совершена ошибка.

 Важный момент: если после ошибки одного игрока, биток приходит в
снукер (именно соответствующий правилам), то назначается свободный шар. То
есть любой цветной шар (его нужно заказать) можно играть, как красный -
в случае забития он будет стоить 1 очко. Потом снова надо будет
играть любой цветной шар, и далее - по основному правилу "красный -
цветной". Именно игра со свободным шаром позволяет набрать серию свыше
официальной максимальной в 147 очков. И еще одно замечание: нельзя ставить
снукер за шар, выбранный в качестве свободного.

 Если же после того, как сыграны все шары, число очков у игроков
одинаковое - назначается переигровка на черном шаре, который выставляется на
свою отметку, а биток ставится в любую точку сектора "D". Таким образом,
ничьей в снукерном фрейме быть не может. Независимо от того, кто забил
черный, сравняв счет, и кто начинал партию, между игроками проходит
жеребьевка за право первого удара по черному шару. Обычно первый удар считается
преимуществом, но в этой ситуации победивший в жеребьевке обычно отдает первый удар
сопернику. Теоретически можно забить черный с первого удара, но даже
профессионалам это удается не часто; кроме того, такой удар связан со значительным
риском оставить черный около лузы, в простой для соперника позиции, а
переигровка риска не допускает и требует именно точной обороны. А побеждает во
фрейме при переигровке тот, кто забил черный шар, или соперник того, кто
уронил в лузу биток.

 Если игрок (разумеется, в соответствии с правилами) забил все шары,
которые были на столе, это называется "клиренс" (clearance). Если игрок забил
все шары во фрейме, начиная с первого (то есть сделал 36 точных
ударов), это называется "тотал клиренс" (total clearance). Подобное является
большой редкостью но, к сожалению, мне так и не удалось найти никакой
статистики об этом. Тотал клиренс со свободным шаром составляет 38 точных
ударов, но такая серия в официальном матче есть у трех-четырех игроков.
Многие зрители ждут серий со свободным шаром, превышающих максимальную.
Однако такая серия - чистый плод труда игрока, но и воля случая
(необходимо, чтобы до первого забитого красного появился свободный шар), что
несколько снижает ее ценностью.

 Суть снукера - с одной стороны, в серийности (умении строить серии),
а с другой стороны, в позиционной борьбе и постановке снукеров, и этим
он довольно сильно отличается от других бильярдных игр. Необходимо
мыслить на несколько ходов вперед, и не только забивать шары в лузы, но и
делать удобные выходы на следующие прицельные шары. Точность удара должна
быть очень высокая, иначе проблем не избежать. Иногда неправильное
попадание с ошибкой в 2 - 3 миллиметра может привести к серьезным отклонениям
от задуманного и поставить продолжение серии (или безопасность отыгрыша)
под вопрос. Необходимая точность достигается ежедневными многочасовыми
тренировками в течение многих лет, и все игроки, выступавшие на рейтинговых
турнирах - это профессионалы высшего класса, которые посвятили снукеру всю
свою жизнь с детства.

 Любители снукера делятся на две категории - одни очень любят яркие
и большие серии, а другие предпочитают позиционную игру, сложные и
требующие особой точности ударов или нестандартных решений снукеры. А игроки,
скорее наоборот - одни не любят позиционную игру (хотя все равно ведут ее
довольно точно), а другие сильны в позиционной игре и не очень серийны (хотя
могут сделать хорошую серию). На главных турнирах, например, Чемпионате мира
или Чемпионате Великобритании, побеждают те, кто равно безупречно и
великолепно играет в обоих компонентах снукера.

 Вообще, для тех, кто хочет что-то понимать в снукере, важно
запомнить одну простую вещь: забить в лузу шар не очень трудно (особенно
профессионалу) - главная сложность именно в качественном выходе. Даже небольшая
погрешность в выходе резко затрудняет продолжение серии. Именно постоянная
необходимость делать выходы и приводит к большинству ошибок при забивании шаров и
к особой сложности игры в снукер. Чтобы сделать успешный выход игрокам
зачастую приходится настолько усложнять удар, что биток после соударения с
прицельным в этом ходе шаром, касается другого шара, касается трех бортов
стола, и только потом приходит в точку, с которой будет совершаться
следующий удар. И выход - это столь же необходимая цель для игрока, как
забивание шара. Таким образом, игрок должен рассуждать примерно так: "Я
бесспорно забиваю прицельный шар. В какую область мне надо при этом вывести
биток, чтобы точно забить следующий шар, а так же иметь возможность сделать
хороший выход на последующий шар?"

 Из-за необходимости постановки выхода бывают случаи, что игрок не
забил прицельный шар, а выход сделал. При этом удар, естественно, переходит
к его сопернику, который играет с относительно простой позиции и после
этого может вообще выиграть весь фрейм. Такие случаи происходят весьма
часто: игрок готовит удобную позицию для себя, но пользуется ею его
соперник. Даже когда играется фрейм-болл, игрок старается сделать выход, чтобы
продолжать забивать дальше, и чтобы соперник не имел шансов отыграться через
постановку снукера. Но нередко фрейм-болл забить не удается, и именно из-за
того, что игрок искал выход на следующий шар. То есть создается
впечатление, что некоторые игроки вообще не умеют играть без выходов, несмотря на
всю сложность его получения.

 Местоположение цветных шаров примерно известно, и зачастую оно одно и
то же, что несколько облегчает их забитие. При этом еще стоит помнить,
что для продолжения серии совершенно не важно, сколько очков стоит
цветной шар; и необходимо играть более дешевый шар, обеспечивающий лучший
выход, а не дорогой, с которого выходить некуда. Местоположение красных
шаров, в общем, случайно, и как раз это вносит в игру значительные
трудности. Отдельные трудности добавляет еще и то, что красные могут перекрывать
цветным путь в лузу, а также одни красные могут создавать препятствия
другим. Но игроки очень хорошо управляют битком, что позволяет подвигать
неудобные шары, открывать путь другим шарам и таким образом находить
продолжение серии. А забитие с точек любых цветных шаров специально тщательно
тренируется. Если игрок не забивает цветной с точки - это говорит о том, что в
данный момент этот игрок чувствует себя не самым лучшим образом.

 Разумеется, в снукере, в отличие, скажем, от шахмат, существует
элемент случайности. Кому-то больше везет с позицией, с раскатом шаров после
не самых хороших подбоев, с падением случайных шаров, за которым следует
серия. Другим же как раз сильно не везет, шары не забиваются, не так
раскатываются. Есть мнение, что везет сильнейшим, хотя это не всегда так. Впрочем,
каждому игроку в разное время в равной степени везет или не везет, так что
чистых везунчиков или патологических неудачников в снукере нет. И большие
победы никогда не достигаются везением - они достигаются только игрой
высочайшего класса.

 Снукер любит мягкие и не сильные удары; повышение силы удара часто
приводит к промахам. Когда игрок выполняет тихий удар, то я за него не
беспокоюсь - скорее всего, шар будет забит; если же сила удара высокая, то
это сразу же вызывает у меня сомнения в забитии шара (и часто шар в
самом деле оказывается не забитым). Из-за необходимости постоянно делать
выходы на следующие шары, в снукере постоянно приходится придавать винты и
вращения битку, а так же совершать сильные удары. В снукере практически
никогда удар не совершается в центр битка - он совершается в одну из его
боковых сторон (как левую или правую, так и верхнюю или нижнюю) с приданием
ему вращения (как бокового, так и прямого, так и даже обратного).
Отдельным пунктом мастерства является удар (обычно сильный и прямой) на
оттяжке, когда биток, совершив удар по прицельному шару, возвращается обратно,
в ту же точку, в которой он стоял, или даже дальше.

 Забивают шары тоже чаще всего не прямо, а под углом (говоря
по-снукерному, на резке), и прямой шар считается недостатком, мешающим продолжению
серии (так как с него сложнее увести биток на выход). Впрочем, сложные
резки нередко срываются - игроки не дорезают, то есть придают меньший угол
чем нужно; или перерезают, то есть угол оказывается излишним. С другой
стороны, часто сами игроки для более хорошего выхода вынуждены делать
недорезку или перерезку. Вообще же резки позволяют забивать шары и под углом
90 (а иногда даже более) градусов относительно направления попадания в
них битком (помогают в этом винты при ударе по битку, а также особый
зачёс сукна на игровом столе).

 Бывают ситуации, когда игроки не могут дотянуться или встать в
хорошую позицию для выполнения удара. В таком случае используется рест (иначе
говоря, машинка). Существует несколько видов реста, и они могут иметь разную
длину и конфигурацию. Они так сделаны, что позволяют подступиться к шару,
находящемуся в самой неудобной позиции. Некоторые, даже весьма сильные игроки, не
любят играть с рестом, так как вероятность ошибки при такой игре больше,
но, к сожалению для таких игроков, иногда без реста не обойтись никак.
Что интересно, некоторые игроки, играющие левой рукой, при игре с рестом
держат кий в правой руке (обратного не было замечено никогда), и особого
объяснения этому нет. Кий тоже в случае необходимости можно удлинять; обычно у
игрока два удлинителя - покороче и подлиннее. Хват кия тоже может быть
разный, как за самый конец, так и поближе к его началу, что тоже влияет
на удар.

 В снукере, как и в любом другом бильярде, кий состоит из тела и
наклейки. Кий делается мастером из дерева, чаще всего из ясеня. Наклейка -
кожаная. Длина кия должна быть не менее 3 футов (то есть 914 мм). Часто
один и тот же кий сопровождает игрока в течение всей его карьеры. Смена
кия - сложный и тяжелый процесс для игрока, требующий долгих тренировок
для выработки привычки к кию. Наклейка же - это расходный материал,
который меняется довольно часто. Иногда она портится в процессе матча - в
таком случае правилами предусмотрена специальная пауза на замену наклейки.
Чтобы наклейка правильно работала, не скользила по битку, ее необходимо
мелить специальным мелком. В теории снукера считается, что мелить наклейку
нужно после каждого удара; если же игрок этого не делает, то это обычно
является показателем его большой уверенности в своих силах (и обычно эта
уверенность оправдывается).

 Снукер требует фантастической точности и невероятно мощной
концентрации, которую не так-то просто поддерживать на протяжении всей игры,
которая может длиться много часов подряд! Каждый удар нужно совершать с
максимумом стараний. Это тоже достигается длительными, упорными, очень трудоемкими
и напряженными тренировками (лишнее доказательство того, что снукер -
это весьма тяжелый спорт). С годами умение игроков держать себя в
постоянном напряжении и стараться при каждом ударе постепенно уходит, поэтому
возрастным игрокам (в возрасте от 35 лет и старше) играть труднее, чем молодым
(которым примерно от 20 до 32 лет). Один-два фрейма игроки в возрасте за 50
и даже 60 вполне могут сыграть хорошо, на своем былом уровне, но
потом уже начинаются проблемы. Кроме того, сильнее различаются качество игры
на тренировке (в спокойной обстановке) и в официальном матче, с
соперником, со зрителями, с психологическим давлением.

 Один фрейм может длиться от 10 - 15 минут до 1 часа и даже
более. Матч обычно состоит из нескольких фреймов и играется до определенного
числа побед во фреймах. Таким образом, матч может продолжаться несколько
часов, и на протяжении всего этого времени игрок должен держать себя в
тонусе, сохранять точности удара, правильно рассчитывать его силу, придавать
верные вращения битку. Это очень нелегко! Хотя с виду все довольно просто
и даже примитивно - игроки просто бьют кием по шарам; но оно так
лишь на первый взгляд. Только при детальном рассмотрении каждого отдельного
удара профессионального игрока понимаешь, что это ближе к магии, чем просто
к обычному удару по шару, который может сделать любой. А чтобы держать
себя в тонусе игроки не только тренируются за столом, но и обязательно
занимаются серьезной физической подготовкой, без которой ничего не получится.

 Снукер популярен в Великобритании и показывается по телеканалу
"Евроспорт" (хотя канал французский) в прямом эфире, чего удостаиваются только
самые лучшие и важные спортивные соревнования. Благодаря показу по
"Евроспорту" я и заинтересовался снукером. В России трансляции комментирует
Владимир Борисович Синицын, судья международной категории, известный в мире
снукера человек, лично знакомый практически со всеми игроками мейн-тура;
некоторые части этой заметки построены на основании его комментариев, объяснений
и рассуждений. За пределами Британских островов снукер любят в бывших
английских колониях (Канаде, Австралии, Гонконге), а так же в Китае. В других
же странах снукер только набирает популярность - есть отдельные
профессионалы из Норвегии, Таиланда, Бельгии, Германии, Бразилии, но все они с
детства занимались в снукерных школах Великобритании, и без занятий в такой
школе профессионалом не стать.

 Учиться снукеру нужно с самых ранних лет. В Британии начинают играть
в снукер с шести, если не раньше; начинать карьеру игрока после 10
лет уже поздно (хотя есть несколько интересных исключений). Если вы из-за
пределов Великобритании, но хотите играть в снукер на высоком уровне - вам
нужно переселяться на Британские острова со всеми вытекающими последствиями,
иначе ничего не выйдет. Для поддержания высокого класса игры профессионалы
тренируются по 4 - 5 часов каждый день. Разумеется, тренировки - не столько
вольное катание шаров, сколько выполнение каких-либо тренировочных программ
(как и в любом современном настоящем спорте). Может еще показаться, что
ничего, кроме искусства владения кием и битком, игрокам не нужно, но на
самом деле это не так - каждый игрок обязательно занимается общефизической
подготовкой, тренируется в обыкновенном спортивном зале, поддерживает в тонусе все
свое тело. Поэтому снукер (по крайней мере, на профессиональном уровне) -
это не просто игра и развлечение, а самый настоящий спорт, включающий в
себя изнурительные тренировки, жесткую усталость и борьбу характеров
участников встречи.

 Простейшие снукерные задачи - забивание шести цветных шаров с их
меток (прежние комментаторы снукера Сараев и Елисейкин называли это
"школьная позиция"); постановка снукера за черный шар, расположенный на метке.
Кроме того, это забивание расположенных на метках розового и синего шаров
через произвольно раскатанные красные шары или постановка снукера от черного
борта за дешевые цветные с предварительным ударом по красному шару. Еще на
начальном этапе можно тренировать, например, попадание (без подставок) в красный
шар из снукера, поставленного за дешевый цветной шар, стоящий на своей
отметке, обычно с уводом битка обратно к дешевым шарам. Важна и парная игра
двух снукеристов сопоставимого уровня, поэтому практически у каждого
профессионала есть спаринг-партнер, другой профессионал. Профессионалы же тренируют
все моменты игры, включая начальный удар - подбой пирамиды красных шаров,
от которого во многом зависит дальнейший ход фрейма.

 Специфичность снукера не дает возможности играть в него на других
типах бильярдных столов или другими наборами шаров, что, конечно, создает
препятствия в его развитии. Но все же снукер приобретает все больше популярности
во всем мире; человек, полюбивший даже смотреть снукер, скорее всего,
пронесет в себе эту любовь через всю жизнь.

 Еще в снукере очень высокий и строгий этикет. Обычно, хотя в
правилах это не прописано, игроки извиняются перед соперником за случайно
упавшие шары (которые засчитываются, как правильные и называются "флюк"), а
некоторые - даже за плохо выполненные отыгрыши и позиционные удары (так как
даже небольшая неточность затрудняет удар сопернику). Между собой
практически все игроки мейн-тура находятся в нормальных человеческих отношениях.
Внешний вид игроков строго регламентирован - они должны быть в ботинках,
брюках, рубашке, жилетке и бабочке (некоторые игроки получают право не носить
бабочку или носить бабочку другой формы). Раньше многие играли в жилетках с
шотландской клеткой на спине; теперь они полностью исчезли. Зато появилось
разнообразие в цветах брюк и грудной стороны жилеток - у них стали встречаться
кофейные, мебельные и даже малиновые цвета. Рубашки практически всегда или
белые или черные; изредка бывают серые, еще реже какого-либо другого цвета.
Игрок должен выходить на матч и фрейм подготовленным, в полной экипировке,
в том числе с удлинителями для кия и мелком; если начало фрейма
объявлено, а игрок по какой-то причине не взял с собой мелок или удлинитель
кия, ему может быть засчитано техническое поражение во фрейме.

 Отдельными участниками профессиональной снукерной игры являются судьи
(рефери), выставляющие на свои отметки шары, подающие игрокам ресты (машинки),
следящие за игроками и правильностью совершаемых ударов, а также объявляющие
счет. Рефери, работающие на главных турнирах, пользуются уважением, почетом
и даже любовью среди любителей снукера. До недавнего времени судьями
были только мужчины; теперь же среди них есть и женщины. Судья выглядит
практически так же, как игрок, но вместо жилетки носит пиджак, а руки его
одеты в особые белые перчатки, только в которых он берет, расставляет и
протирает шары. Так как даже небольшая пылинка на шаре может привести к
значительному (по меркам снукера) отклонению его от необходимой игроку траектории,
можно попросить судью протереть шар. Для этого рефери специальным маркером
(сделанным в форме кубика, в котором вырезана четверть сферы, точно совпадающая
в диаметре с шаром) отмечает место шара на столе, берет его в руки,
протирает (иногда помогая себе дыханием) и возвращает на место. По правилам
судья должен иметь с собой два разных маркера, различающихся цветом.
Соринками на шарах становятся чаще всего кусочки от мела, которым всегда
покрыта неклейка кия. Наносить следующий удар можно только после того, как
рефери назвал счет, в противном случае следует фол.

 В наше время уровень снукера очень высок, хотя игроки все еще
нередко ошибаются на довольно простых ударах (а даже одна негрубая ошибка
может стоить фрейма). При этом предыдущий удар мог быть очень сложным, но
точным. Последующая ошибка в простом ударе объясняется тем, что после высокой
концентрации для сложного удара, на следующий, очевидно гораздо более легкий удар,
игрок несколько теряет собранность (хотя она должна быть максимальной для
каждого удара). Но вообще уровень профессионалов за последние 30 лет поднялся
очень высоко. Сотенные серии совершаются многими десятками в год;
максимальные серии делаются ежегодно по несколько раз; постановки снукеров
феноменальны, а выходы из сложных позиций еще феноменальнее. Самая же новая
тенденция - победы в крупнейших турнирах возрастных (и ранее особо ничего не
выигрывавших) игроков.

 Видимо, снукер требует особого характера, который присущ настоящим
британцам. Это готовность к борьбе даже без всякой надежды на благоприятный
исход. Часто игроки продолжают игру в ситуации большого проигрыша, но не
перестают бороться, а иногда даже умудряются отыграться. Особенно интересны
ситуации, когда в матче до определенного числа побед во фреймах, одному из
игроков остается выиграть лишь один фрейм, а другому - много (пять и
более). Но игра продолжается и первому никак не удается выиграть единственный
оставшийся фрейм, тогда как второй легко на вид (но на самом деле, путем
громадных усилий) выбирает отставание, а потом и выигрывает всю встречу, нанося
психологии соперника очень сильный удар. Опять же тяжела ситуация, когда после
ошибки одного из игроков остается хорошая позиция, и второй игрок полностью
ее разыгрывает и выигрывает фрейм с небольшим преимуществом. Часто судьба
фрейма решается в последних двух-трех или даже в самом последнем шаре, что
с одной стороны превращается в некоторую лотерею, а с другой стороны
позволяет единственным (и иногда простым) ударом похоронить все тяжелейшие
старания соперника, который вполне был достоин победы, но потерял ее из-за
нелепой случайности.

 Почему-то нет женского профессионального снукера - только женский
любительский, и его уровень весьма низок, а степень освещения и размер призовых -
минимальны. Но если профессионалам-мужчинам нелегко играть, то женщинам - еще
тяжелее, и это для них скорее мучение, чем удовольствие. Мужской же
профессиональный снукер, конечно, уступает по популярности и освещению в спортивных
СМИ футболу, гольфу, автогонкам, но имеет стабильную и значительную
аудиторию, дает хорошие призовые, привлекает богатых спонсоров (в том числе,
личных спонсоров игроков). Снукер, как и любой другой вид бильярда, не
входит в программу Олимпийских игр, но присутствует на Всемирных играх -
соревнованиях по видам спорта, не входящим в Олимпийскую программу; впрочем, эти
игры снукеру не очень важны.

 Когда показывают снукер, камера нередко вылавливает зрителя,
задремавшего в игровом зале прямо во время матча. Многие удивляются - как можно
заснуть во время матча. Но как ни странно, атмосфера даже на самом
интересном и напряженном матче к этому располагает. В зале стоит практически
гробовая тишина, и слышно, как друг об друга ударяются шары; зрители сидят в
полумраке; кроме того, чрезмерно долгая концентрация и сильная сосредоточенность
оборачиваются против человека - его начинает клонить в сон. При просмотре снукера
дома, по телевизору спать совсем не тянет, но в зале зачастую очень
хочется спать, и я испытывал это на себе.

 Самые главные соревнования в снукере - Чемпионат мира, Чемпионат
Великобритании и "Мастерс". Эти три турнира составляют так называемую "Тройную
корону". Несколько ниже по уровню и ценности чемпионаты составных частей
Великобритании, а также относительно молодые, но многочисленные китайские турниры.
Помимо этого проводится еще несколько профессиональных турниров в разных
странах - например, в Индии и Германии. Любительских же соревнований очень
много, и они проводятся даже в России, в том числе Чемпионат России.
Однако уровень любительского снукера в разы уступает игре профессионалов,
хотя все профессионалы (еще в подростковом возрасте) начинали карьеру
именно среди таких же любителей. Практически все снукерные турниры
организованы по олимпийской системе или плей-офф системе (как, например, в
теннисе): играют раундами, каждый игрок играет в каждом раунде только один
раз; проигравший в раунде вылетает из турнира, а победитель проходит в
следующий раунд. Число турниров, в том числе профессиональных, неизменно растет.

 Чтобы стать профессиональным игроком необходимо победить в том или
ином любительском или специально организованном отборочном турнире и попасть
в "мейн-тур". Но этого мало: нужно в течение сезона показывать высокие
результаты и набрать побольше рейтинговых очков, чтобы закрепиться в туре.
Далеко не у всех это получается с первого раза, и некоторые игроки
закрепляются в туре (или окончательного из него вылетают) со второй-третьей
попытки. Раньше очки начислялись по заранее утвержденным схемам (в зависимости
от значимости турнира), пересчитывались они только один раз в год, а 16
лучших игроков рейтинга в течение всего года не участвовали в квалификациях,
выходя в основную сетку турнира напрямую. Теперь же в качестве рейтинговых
очков считаются призовые деньги, заработанные игроками за прошедшие два
года, а рейтинг пересчитывается 8 раз в сезоне (с четким указанием, очки
за какие прошлые турниры с игроков списываются). Лучшие 16 игроков
рейтинга без квалификации теперь проходят только на Чемпионат мира (еще и на
специальный турнир "Мастерс", но он не является рейтинговым), а на остальных
турнирах начинают с первого раунда, наравне со всеми.

 Снукерный сезон длится с начала лета до окончания чемпионата мира
следующего года, то есть до начала мая. Так сложилось исторически и так
принято в Британии - спортивный сезон идет осенью, зимой и весной, а лето
- время отдыха, тренировок и гастрольных поездок. По такой же системе
живет английский футбол, точно так же живут и театры. Традиционно венчает
сезон Чемпионат мира, проходящий с 1977 года в английском городе Шеффилде,
в театре "Крусибл" (вообще же Чемпионаты мира проводятся с 1927 года).
Считается, что существует "Проклятье Крусибла": игрок, выигравший Чемпионат в
прошлом году на следующий год не может защитить свое звание. Отчасти это
верно, так как в современной истории лишь троим игрокам удавалось выигрывать
Чемпионат мира два (и иногда более) раза подряд. Более того, было время,
когда лишь два игрока - Стив Дэвис и Стивен Хендри - имели более одного
Чемпионского титула; все остальные Чемпионы выигрывали только один раз. Сейчас
многократных Чемпионов уже больше; с другой же стороны, у многих игроков в
карьере по три финала, но при этом только по одной победе.

 Другими многократными Чемпионами мира являются Ронни О`Салливан, Джон
Хиггинс, Марк Уильямс и Марк Селби (нынешний первый номер мирового рейтинга).
Игроки с тремя финалами и одной победой - Питер Эбдон, Кен Догэрти, Грэм
Дотт, Шон Мерфи. Джимми Уайт шесть раз играл в финалах Чемпионата мира,
но не выиграл ни разу, а последний свой финал играл в день рождения и
проиграл в решающем фрейме. Стоит заметить, что все матчи на Чемпионате мира
настолько длинные, что идут в несколько отдельных игровых сессий, а сессии
приходятся на разные дни.

 Снукер, благодаря разноцветности шаров и важности этих цветов, может
быть весьма эффективной цветотерапией. Зеленое сукно стола уже оказывает
успокоительный характер; постоянное слежение за шарами разных цветов заставляет
воспринимать мир в цвете. Таким образом, даже просмотр игры благотворно
воздействует на мозг. И у меня в моменты сильного психологического загруза было
так - посмотрел снукер, и загруз удивительным образом проходил. Еще в
снукере можно усмотреть и определенный фрейдистский подтекст: длинный кий
вгоняет шары в лузы, ограниченные губками. Впрочем, это есть в любом виде
бильярда, кроме трехбортного карамболя в котором вообще нет луз.

 Что снукер может дать вам? Во-первых, интересное увлечение, так как
вы можете попробовать поиграть сами. Во-вторых, интереснейшие примеры
спортсменов, их судеб и характеров, а также реализуемых ими моделей поведения; у
игроков и судей есть чему поучиться (а также, можно заметить то, чего стоит
избегать). В-третьих, эмоции, связанные с переживанием (желательно, позитивным),
будет забит шар или не будет, сопоставимые с эмоциями от атаки в футболе.
В-четвертых, интересную мыслительную деятельность, так как смотреть игру закрыв
глаза и открыв рот не имеет большого смысла, и желательно самому думать,
каким будет следующий удар, на какой шар игрок будет выходить, куда
покатится биток. В-пятых, весьма интересно изучать историю снукера и смотреть,
как она создается на наших глазах (это относится к любому виду спорта).
Кроме того, вы можете совершить увлекательное путешествие - поехать
посмотреть на снукер в живую.

 Так что снукер - это не просто так игра; это интересное и глубокое
спортивное явление, а на профессиональном уровне это искусство, сравнимое по
сложности с шахматами или бриджем (карточной игрой, по которой, в отличие от
преферанса, проводятся серьёзные соревнования). Правда, нам в России не до
снукера - у нас русский бильярд, который совершенно не совместим со снукером
из-за разницы в общих правилах и отношения размеров луз к диаметрам шаров.
Тем не менее, и у нас в снукер тоже играют, а телетрансляции снукера
(до которых, к сожалению, не всегда просто добраться, так как "Евроспорт"
транслируют не все операторы) собирают вполне приличную аудиторию, что очень-очень
хорошо! И наблюдается интересная закономерность: для зрителей снукер проще,
чем может показаться, тогда как для игроков - намного сложнее, чем
кажется на первый взгляд.

                              (ц) https://spalexxx.livejournal.com/88036.html

--- Powered by Bender Bending Rodriguez
 * Origin: http://fido.kruglikov.info (2:5053/58.0)
SEEN-BY: 221/6 301/1 341/66 460/58 467/888 4500/1
5001/100 5005/49 5015/46
SEEN-BY: 5015/255 5019/40 5020/570 715 830 848
1042 4441 12000 5023/24
SEEN-BY: 5030/49 115 1081 5053/58 400 5058/104
5060/900 5061/133
@PATH: 5053/58 5005/49 5020/1042 4441



   GoldED+ VK   │                                                 │   09:55:30    
                                                                                
В этой области больше нет сообщений.

Остаться здесь
Перейти к списку сообщений
Перейти к списку эх