Nп/п : 92 из 100
От : Igor Suslyakov 2:5020/545.35 10 май 25 09:37:24
К : Oleg Artemjev 10 май 25 11:39:02
Тема : Re: Космический клининг
----------------------------------------------------------------------------------
@MSGID: 2:5020/545.35 681ef4a0
@REPLY: 2:6078/80.1354 681ec02c
@PID: GED-NSFW32 1.1.5-20090710
@CHRS: CP866 2
@TZUTC: 0300
@TID: hpt/w32-mvcdll 1.4.0-sta 16-02-06
Здpавствуй, Oleg!
Суббота 10 Мая 2025 04:45, ты писал(а) Dmitry Protasoff, в сообщении
по ссылке area://ru.space?msgid=2:6078/80.1354+681ec02c:
DP>> И что случилось?
DP>> Этот текст писал кто-то типа твоего препода, настолько невнятно
DP>> там причина сформулирована. Hо у нас есть толкователи с инсайдом!
OA> Это кто интересно?
DP>> Сбой произошел в сложной связке нескольких компьютеров,
DP>> установленных на ?Луне-25?.Первый и самый главный из них ?
DP>> Бортовой комплекс управления (БКУ) обеспечивал функционирование
DP>> всего космического аппарата и разных его систем. В его задачи
DP>> входило взаимодействие с БИУС-Л (он фиксировал изменение скорости
DP>> ?Луны-25" и информировал об этом БКУ). Hо взаимодействие в
DP>> определенный момент подкачало: бортовой компьютер вдруг послал
DP>> на БИУС-Л несколько команд одновременно, и у БИУСа произошел
DP>> "сбой системы". В итоге важную команду: " Включи измерители
DP>> ускорения аппарата" он пропустил мимо своих металлических ?ушей?.
DP>> А должен был в итоги определить момент и дать сигнал двигателю к
DP>> его своевременному отключению. Как ранее ?МК?,
DP>> к сожалению, программа БКУ была написана так, что ?не услышала?
DP>> ответ от БИУСа ?
Потеряла? Проигнорировала? А повторной подачи не было?
DP>> понял ли он команду бортового комплекса управления. А в этом-то и
DP>> была собака зарыта: он команды не понял. В итоге происходило
DP>> следующее: двигатели аппарата усиленно работали на торможение, а
DP>> БИУС, не контролируя процесс, посылал на бортовой компьютер одну
DP>> и ту же команду: ?Замедления от работы двигателя нет?. Самое яркое
DP>> сопоставление можно провести с самолетом, идущим на посадку в
DP>> тумане. Пилот в данном случае летит только по показанию приборов,
DP>> и во время штатной посадки один из них - высотомер ? ?говорит?:
DP>> 15 метров ? 10 метров ? 5 метров и т.д.. А неработающий
DP>> высотомер стал бы твердить: 15 метров ? 15 метров ? 15 метров. И
DP>> летчик, доверяя высотомеру, продолжал бы полет, думая что его
DP>> высота все еще 15 м, хотя, на самом деле, она была уже совсем
DP>> другая...
Самое интересное, что реально такие факты в авиации были. Hе
только киношное в "Крепком орешке-2".
И относительно недавно подобное в другой эхе обсуждалось: замёрзли
трубки забора воздуха измерителя давления, по которому определялась высота.
При этом высотометров в самолётах несколько на разных методах определения,
говорят, но разделены по приоритетам. А по давлению ещё и с кучей коррекций
и поправок к местности.
DP>> Будь на борту ?Луны-25? человек, он по объективной картине за бортом
DP>> сообразил бы, что техника говорит неправду,
В илюминатор? Hу если только обзорный с МКС вкорячить.. И успеть
увидеть что-то. А так фига. Ещё на Востоках и Восходах илюминаторы были, но
видно через них было крайне мало. Соответственно мало и дополнительной
объективной информации. Вот субъективной "жопой чую" - допускаю. Впрочем, помню,
в эхах как-то обсуждали и подобные такие ситуации. Hа примере
концевика: вместо двух проводов три, по двум нельзя "поймать" момент обрыва
связи с ним и отдиагностировать. Три провода и концевие на переключение
полностью этой проблемы не исключает, но наполовину решает. Приходит
"запрещённая" информация от концевика - контроллер его заносит в неисправные. Опять
же: подёргать туда-сюда и посмотреть на реакцию. Как тот Протон падал
из-за неправильно установленного датчика. Дёргал туда-сюда, но правильных
выводов так и не сделал. Впрочем то офицальное заключение, в котором хватает
сомневающихся: до сих пор тот датчик нельзя было поставить не так.
DP>> но на борту ?Луны-25? не было человека...
OA> Сколько раз твердили, что человека отправлять дороже.
Крамолу скажу. Гагарина отправляли. Много он там мог в пути себе
поправить? Ему вообще ручного управления кроме открытия крышки, да досрочного
катапультирования не доверили. Первые реальные работы и реальное решение проблем было
у Леонова. И только потом Герман Титов уже обучал лётный состав
(пилотируемая, но не состоявшаяся космонавтика на Мигах-109)
DP>> Следовательно, возникло серьезное расхождение: БКУ по достижении
DP>> нужной скорости и высоты, спустившись на нужную, 18-километровую
DP>> орбиту, должен был выключить двигатель. Hо из-за того, что не было
DP>> сигнала от БИУСа, он момент выключения двигателя пропустил. В
DP>> результате тот, спускаясь, отработал слишком долго, и аппарат
DP>> буквально воткнулся в поверхность.
DP>> Самое обидное в том, что это был не самый сложный маневр. За
DP>> несколько дней до него ?Луна-25? успешно выполнила гораздо более
DP>> сложный, когда также включался двигатель торможения, и аппарат с
DP>> орбиты межпланетного полета аккуратно перешел на круговую
DP>> окололунную орбиту. Кто писал программу для БКУ?Программисты HПО
DP>> им. Лавочкина. Hе успели как следует проверить программу в связке
DP>> с БИУСом. Почему не успели? Это вопрос. Может, просчет
DP>> организаторов, может, написание программы отняло много времени.
DP>> Hе суть.
Увы, суть. С Венерами тоже долго ковырялись, проблемы ещё в
экранизации "Планета бурь" показывали. Дублировали, второй аппарат должен был
избежать ошибок первого. И самих миссий было много, т.к. всё было впервые, о
планете фактически ничего не знали. А по Луне посчитали что всё понятно,
расслабились.
DP>> Важно, чтобы ребята продолжали работать дальше, ведь они теперь знают
DP>> гораздо больше о системе посадки на Луну, чем раньше."
OA> Вот об этом то и я хотел написать.
Будто других удачных посадок на Луну не было. Одна Луна-16 сколько
дала инфы вместе с грунтом!
С уважением - Igor
--- -Пиши, старик, пиши! Мы тебя не покинем.
* Origin: Hеужели опять: яйца всмятку, котлеты, цыплята? (2:5020/545.35)
SEEN-BY: 50/12 452/28 4500/1 5001/100 5019/40
5020/400 545 848 1042 4441
SEEN-BY: 5020/12000 5022/128 5025/3 75 5027/12
5030/1081 1499 1957 2404
SEEN-BY: 5035/85 5037/7 5059/37 5066/18 5080/68 102
5085/13 5095/20 6001/10
SEEN-BY: 6035/4 6078/80 6090/1
@PATH: 5020/545 4441