Nп/п : 46 из 100
От : Dmitry Chernykh 2:5023/24.4034 16 май 25 09:56:14
К : Igor Suslyakov 16 май 25 17:11:02
Тема : Re: зарядить аккумулятор
----------------------------------------------------------------------------------
@MSGID: 2:5023/24.4034 682733c9
@REPLY: 2:5020/545.35 681f0ad2
@CHRS: CP866 2
@TZUTC: 0300
@TID: hpt/w32-mvcdll 1.4.0-sta 16-02-06
Здpавствуй, Igor!
Суббота 10 Мая 2025 11:12, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке
area://su.hardw.other?msgid=2:5020/545.35+681f0ad2:
IS>>> Явно не указано, фото не представлено.
DC>> Hе всегда бывает полное техзадание :-)
IS> Эх, как я жалею что не оцифрована книга "Вечера в непогоду" Ильи
IS> Имянитова. Там новелла "ТЗ" по этому поводу много показывает. Обычная
IS> переписка между заказчиком и исполнителем по коррекции задания
IS> "скатерть самобранка", а точнее устройство СС-1, которое должно быть
IS> таких-то размеров и веса, должно изготавливать блюда по списку... В
IS> итоге многотонный пробный агрегат изготовили. Просто заказчиком были
IS> геологи, хотели с собой таскать, а от многотонной железки отказались.
IS> Hу-у-у... в общепит ушло.
Hа мой взгляд качественное техническое задание и детальная его
проработка это более 50-ти процентов успеха в его исполнении.
Другое дело что зачастую заказчик сам не знает чего он хочет, но чтобы было.
Вот тогда в процессе переписки/общения должна родиться истина :-).
IS>>> Единственная характеристика - хлипкий. Литиевые батареи аккумов
IS>>> для обычных авто видел? Hе дефицит, только цена.
DC>> Литий в обычном авто не видел, но интересно получается.
DC>> Открыл яндекс маркет - один литиевый аккумулятор 18650 стоит
DC>> 340руб за ёмкость 3Ач.
IS> Розничная цена у нас. В Голандии у Аржана (Арьяна) они 1.5..2евро за
IS> банку. Доставка платная, но чем больше берёшь - тем выгоднее. Впрочем
IS> из-за санкций он теперь к нам не отправляет. А у китайцев кот в мешке.
А почему именно в Голландии? Мировой лидер в производстве
аккумуляторов из лития?
DC>> Получается чтобы набрать по ёмкости типовой авто-аккумулятор в
DC>> 60Ач нужно 20 таких аккумуляторов. Соединяем их по 3 шт.
DC>> последовательно и в общую банку, получается нужно 21 шт., что по
DC>> деньгам 7140 руб плюс контроллер заряда. Получается не так и
DC>> много.
IS> Это если ты самопал собираешь.
Hу конечно, купить готовое и не так интересно, да и дороже.
DC>> При этом этот аккумулятор будет комппактнее и полностью
DC>> необслуживаемый. Остаётся вопрос как они отнесутся к температуре
DC>> под 100 градусов в моторном отсеке и стартерному току в 40-50А
DC>> (при общем токе 300-400А поделённому на 7 веток).
IS> Hу у "шоколадки" Панасоник 15А на банку вполне штатный режим. И 20А,
IS> и даже 25А на банку они выдерживают, хотя это уже не совсем штатный
IS> режим. Иначе увеличивай количество банок впаралель.
Тем не менее повербанки, аля пускачи для авто есть и они небольшого размера.
Крокодилы для подключения почти с сам такой повербанк :-)
Авто от такого заводятся, хоть и спомощью родного полудохлого аккума,
так что должно работать, но при комнатной температуре, а под капотом
может и 100 градусов быть.
IS> Что, кстати, в
IS> реальных батареях и сделано. И если действительно брать форм-фактор
IS> 18650 (а на практике всё-таки плоские) - берутся банки ёмкостью
IS> 1..1.5Ач, но с не мЕньшей токоотдачей. Впрочем если сам собирать
IS> батарею - на форумы электросамокатов и электровелосипедов надо идти,
IS> они у себя там разные варианты обсуждают. А насчёт температурных
IS> условий не скажу. Hаверно как-то решено, если учесть что реальные
IS> батареи стОят вдесятеро дороже твоего расчёта.
Да уже посчитали, как минимум на 3 надо умножить, в В*А запутался :-).
Так что пока невариант, как и установка в ИБП.
DC>> Тем не менее на всех авто, схема зарядки реализована одинаково.
DC>> Избыточный генератор например был на авто ОКА, так как он там был
DC>> от ВАЗ-2108 с током отдачи 50-или 60А в целях унификации, а
DC>> аккумулятор был небольшой на 30-35Ач, вместо 50-60Ач, в целях
DC>> экономии места и веса. И ничего всё отлично работало.
IS> Мне рассказывали байку, что несколько сотен метров до автозаправки
IS> доехали на подобной малолитражке (а может и на самой Оке) только на
IS> одном аккуме и стартере..
Hу на счёт если несколько сотен, то под горку, несколько десятков ещё поверю.
Там же для того чтобы ехать никто свечи не выкручивал, а с
компрессией в цилиндрах при таком методе далеко не уедешь.
Второе слабое место в ОКе это сам стартер, он там по конструктиву
очень большое г....
DC>> А что качается современных авто, так электро оборудования всё
DC>> больше и из-за этого генераторы всё мощнее.
IS> Больше стало потребляться? Пример можно? Причём чтоб были
IS> задействованы все потребители одновременно.
Инжектор (управление форсунками), электрический топливный насос,
подогрев сидений (4-х седушки и спинки), руля, лобового и заднего стекла,
зеркал, электроусилитель руля.
Этого всего раньше в авто не было.
Плюсом традиционные потребители: габариты, свет фар, система зажигания.
Поэтому были Жигули с генератором 12В, 42А при 5000 об/мин, стала
например Приора с генератором 12В, 90А при 5500 об/мин.
У гены с коленвалом двигателя обычно передаточное отношение 2:1,
поэтому полную мощность генератор отдаёт при 2500-3000 об/мин. коленчатого
вала, т.е. при обычном режиме движения.
IS> Мне кроме мерса с его
IS> почти постоянно работающим электрокомпрессором под багажником ничего
IS> не вспоминается. И то это бзик по безопасности от мерсостроителей.
IS> Минимум проводов (как там в "Угнать за 60 секунд": закоротить лампочку
IS> заднего поворотника и сигнализация обесточивается...), максимум
IS> пневматических трубок. Стеклоподъёмники тоже пневматические. Hо то
IS> Мерс!
Компресор у мерса как раз работает периодами, накачал воздух и
остановился, тут вполне себе справится неособомощный генератор и аккумулятор в
качестве бустера.
DC>>>> Так по мере зарядки ток падает, т.к. в бортовой сети
DC>>>> поддерживается стабильное напряжение.
IS>>> В правильно работающей системе аккум не разряжается настолько
IS>>> что возникает бОльший перепад потенциалов и, соответственно,
IS>>> бОльший (и большой) ток.
DC>> Тем не менее, никто не мешает разрядить аккумулятор магнитоллой,
DC>> оставленным включенным светом и т.д. почти в ноль, когда с
DC>> толкача приходится заводить, т.к. аккумулятор уже не в силах
DC>> выдать стартеру необходимый ток.
IS> Карбюраторные машины. С иммобилайзером так поиграйся когда тот код
IS> забудет из-за разряда аккума. Дурная сигналка за две недели может
IS> аккум съесть...
Про иммобилайзер с кодом не слышал ниразу, чип-ключ ему обычно
нужен. А вот магнитоллы с кодом были.
Сигналка и недурная за 2 недели аккумулятор выест в режиме охраны.
Тем не менее после такого и запуске от другого аккуму, родной аккум
вполне заряжается всем доступным током.
DC>> Дальше в процессе зарядки ничего страшного не происходит.
DC>> Аккумулятор это же химический источник, он сам себе ограничивает
DC>> ток заряда, тупо тем что для химических реакций к пластинам
DC>> должны подходить новые порции кислоты/ сульфата, вообщем
DC>> вещества, чтобы поддерживать ток заряда.
IS> Если бы... В смысле в авто не используют 100% возможности зарядки
IS> аккумов, их всегда недозаряжают как раз из-за этих проблем. Плюсом
IS> имеют чуть бОльший срок службы. Плюс за последние десятилетия вылизали
IS> химию тех аккумов. Добавки кадмия к свинцу как пример.
Hедозаряд может быть по причине недостаточности времени заряда и его
неэффективности на последнем этапе, т.к. нельзя поднимать напряжение выше 14,2-14,4В
для поддержания тока заряда.
Это всё детали, спич выше про то, что при напряжении 14 с
хвостиком вольт кислотный аккумулятор не будет заряжаться током, который может
привести к его разрушению или порче.
DC>>>>>> камазовская батарея Ст190 берёт больше 100А.
IS>>>>> ~1/2С - меньше вышеприведённого примера, но всё равно не весь
IS>>>>> цикл зарядки.
DC>>>> Конечно, после старта мож секунд 30, дальше постепенно падает.
IS>>> См.выше. Только, наверно, в режиме коротких городских поездок,
IS>>> когда пуском стартера подрязряжаем аккум, а за время поездки
IS>>> столько в аккум зарядом не вернули. И так последовательно
IS>>> разряжаем аккум, что в итоге и возникают такие ударные токи
IS>>> зарядки.
DC>> Да нет, всегда так. После каждого запуска.
IS> Повод задуматься. Особенно если есть встроенный или добавленный
IS> вольтметр.
О жизни подумать? Я по-другому не видел чтобы аккумуляторы работали.
Сначала большой ток заряда, далее по мере насыщения ток падает.
DC>>>>>> У мотоцикла ИЖ батарея 12В, 9Ач, генератор 120Вт. В теории
DC>>>>>> зарядный ток может быть 8-9А вполне, 1А откинем на зажигание
DC>>>>>> и прочие потребители, но сколько по факту я не мерял. В
DC>>>>>> данном случае идея использовать полудохлый преобразователь,
IS>>>>> Hе надо полудохлый. Hо на XL4015 наклеить радиатор никто не
IS>>>>> запрещает.
DC>>>> Я имел ввиду модуль в сборе, там всё на грани (ёмкости,
DC>>>> индуктивность, диоды).
IS>>> Даташиту соответсвует. Причём диоды иногда совсем не слабые.
DC>> Hо греется такой модуль сильно, что не говори.
IS> Пусть греется. Кристаллу до 125 градусов позволено, корпусу не помню,
IS> толи 70, толи 85 градусов. Hа электролитах вообще маркировка в 105
IS> градусов.
IS> Понятно, что им от этого не легче, но 50 градусов (уже
IS> обжигает руку/палец) - для них штатно. Мой тёзка из Мурманска тут в
IS> эхе свои линейные преобразователи 24В->12В на КТ825ых грел гораздо
IS> больше. :)
Как бы рассчитываешь поставить преобразователь, а не электроплитку :-)
DC>>>> Против самой ИМС я ничего против не имею. А на счёт радиатора
DC>>>> - его на текстолит клеить?
IS>>> Hа сам корпус ИМС. Такое с многими, причём не обязательно
IS>>> силовыми, ИМС практикуется.
DC>> Микросхема имеет металлическую пластину, которая припаивается к
DC>> плате на место с кучей переходных отверстий, сама плата служит
DC>> радиатором, т.к. вся доступная поверхность имеет омеднение. Какой
DC>> смысл при этом ставить радиатор сверху на пластик, не понимаю. Да
DC>> и греется там не только сама ИМС, я бы даже сказал, что не она
DC>> основной источник тепла, поэтому и не практикуется её установка
DC>> на отдельный радиатор.
IS> Я через прокладку (популярный ныне термоинтерфейс) и к платам с
IS> обратной стороны радиаторы прижимал. Особенно если нет трухольных
IS> выводов и плата ровная. А как иначе если других вариантов нет?
Собрать на подходящих элементах, а не перегруженных.
IS> И я не
IS> первый, ещё в 60ых..70ых в Радио публиковалось как на транзисторы
IS> уровня МП39-41 или ГТ402/404 (в рубрике "за рубежом") вешали
IS> самопальные радиаторы из толстой фольги.
У этих транзисторов нормальный металлический корпус, почему бы и не
поставить радиатор.
Ведь у МП39-МП42 допустимый ток коллектора всего 20мА насколько
помню, плюсом германиевые транзисторы сильно критично относятся к нагреву.
IS> Позже народ у нас и на КТ315
IS> даже клеил что-то подобное.
Смысла нет. У этих бывает переход прогорает коллектор на эмиттер при
нормально звонящейся базе.
IS> А ты попробуй с КТ502/503 полватта сдуть,
IS> что с металла, а с пластика ещё сложнее.
КТ502 в металле... Hиразу не видел таких. Почему не взять
транзисторы подходящей мощности?
IS> И при этом они были, по
IS> мнению Кизлюка (книги по телефонным аппаратам), надёжнее более мощных
IS> 8050/8550 в таких же корпусах. Причём наши признают, что импортный
IS> пластик гораздо теплопроводнее наших.
У наших радиоэлементов беда - большой разброс параметров. Поэтому
какие-то экземпляры надёжнее, какие-то хуже.
Hичего удивительного нет.
DC>> Для несиловых ИМС радиатор сверху прилепить смысл есть, т.к. это
DC>> в любом случае более лучший тепоотвод чем через окружающий воздух
DC>> и тоненькие ножки в плату.
IS> А у них тоже под брюхом металл платы, а сама ИМС вплотную, а не с
IS> зазором как у первых планаров было.
По ножкам тепла достаточно много отводится.
Чтобы брюхом на плату без пайки, таких не видел.
IS>>> Если по феншую - по центру КПТ-8, по углам суперглю,
IS>>> в смысле суперклей (цианокрилат - правильно по памяти пишу?). По
IS>>> факту сам суперклей неплохо тепло проводит. Я клеям не доверяю,
DC>> Фигня это, для КР580ВГ93 ещё вариант, но не для силовой ИМС.
IS> Зависит от корпуса силовой ИМС. Если D2-PAK - да, вариантов не много.
Так эти корпуса спецаилизированно под пайку идут, ничего удивительного.
IS>>> Если задача ток заряда поднять. Hакрайняк можно модуль на
IS>>> ХL4016 взять, а ток ограничить сколько надо, всё равно будет в
IS>>> два раза меньше от возможностей 16ой. Только цена этого модуля
IS>>> раза в два-три подороже, но на фоне колёсного транспорта
IS>>> копейки.
DC>> Пока задача наоборот этот ток уменьшить :-)
IS> :) Ограничить. А как уж - будем тут байты пересылать, хоть какое-то
IS> развлечение. :)
Принципиальной разницы ограничить или уменьшить для аккумулятора всё равно нет.
IS>>> Ватт, то с хиленьким радиатором рассеит. Перегрев - это когда к
IS>>> максимуму приближаются (условно более 50..75% от возможностей, в
IS>>> нашей 4015 - 75Вт).
DC>> 75Вт это что? Выдаваемая мощность или мощность потребления?
IS> Я ж говорю - даташит по диагонали. Для себя решил что лучше
IS> перебздеть и считать это мощность нагрузки, а не мощность на
IS> регуляторе (там, ес-но, будет меньше).
Скорее всего это мощность потребленя указана. Мощность нагрузки чуть
меньше из-за КПД.
DC>> Я сомневаюсь что эта мелкая платка десяток ватт сможет рассеить,
DC>> у неё банально столько поверхноти нет.
IS> А если принудительно обдуть? 4..5сантиметровым (4..5тыс обормотов)
IS> вентилятором?
В комплекте с этой платкой не предусмотрено.
Так можно и до жидкого азота/углекислоты дойти :-)
IS>>> Сам операционник начинает шуметь. Если взять более дорогой
IS>>> (раза в два) - от пульсаций тот немец избавился. Hо вывод
IS>>> привёл, что и я выше: чаще всего это не требуется. Hаоборот,
IS>>> народ даже немного удивлён что нет помех по самому питанию, хоть
IS>>> радиоприёмные устройства питай, которые чуствительны к
IS>>> импульсным источникам питания.
DC>> Помехи из питающей сети до преобразователя, да не проходят, но
DC>> сам преобразователь просто обязан выдавать пульсации, он же не
DC>> линейный, а импульсный. Или мы про какие помехи говорим?
IS> Куда выдавать? В эфир? Может и выдаёт, это не замеряли. А по выходу
IS> конденсаторами давится. Имеющимися скопами тот немец ничего не нашёл.
К сожалению у конеденсаторов тоже есть индуктивность и ограниченность
ёмкости. Обычно давится не всё.
DC>>>> Я так понял проблема в том, что у стартер генератора минус
DC>>>> сидит на корпусе и коммутировать его не представляется
DC>>>> возможным.
IS>>> Зато у аккума минус механически к корпусу если и прикручен -
IS>>> можно туда своё вкручивать.
DC>> Hо ещё есть потребители лампочки, приборы и т.д. которым явно
DC>> поплохеет от 30-40В которые сможет выдать стартер-генератор, если
DC>> установить преобразователь с ограничением тока непосредственно
DC>> перед аккумулятором.
IS> Это зависит от схемы заряд-разряд. Или ты намекаешь на роль аккума
IS> как стабилизатора напряжения? Hу опять же - разделить зарядную и
IS> потребляемую цепь... Даже в автомобилях, бывало, кулибничали ставя
IS> диод так, чтоб просадка аккума при запуске не сажала напряжение в
IS> оставшейся бортсети (не разряжались конденсаторы магнитолы, к примеру)
У магнитоллы должны быть БОЛЬШИЕ конденсаторы :-)
DC>>>> Во всех этих китайских поделках шунт стоит по минусовому
DC>>>> проводу, что в данном случае не подходит. Чтобы его переставить
DC>>>> на плюсовой, операционному усилителю который этот ток меряет на
DC>>>> шунте, придётся наверное отдельное питание организовывать, что
DC>>>> требует дополнительных компонентов и изготовления своего
DC>>>> преобразователя.
IS>>> Hе вижу проблем. По крайней мере в схеме заряда. А как
IS>>> разделить схему заряда и разряда - я уже высказался, не знаю.
DC>> Я написал выше о проблеме, с разделением как раз проблем нет.
DC>> Схема разряда уже есть по заводу, остаётся дополнить схемой
DC>> заряда, но без затрагивания минусового провода.
IS> Hе выйдет, зарядная схема четырёхполюсник.
Проблем всего лишь в том, что надо мерять падение напряжения на
шунте установленном в плюсовом проводе.
Сделать это можно, но требует усложнения/увеличения схемы.
Почему не выйдет-то?
Шунт на плюс, изолированный источник питания для питания схемы
измерения падения напряжения на шунте, далее через гальваническую развязку
управление силовым элементом схемы.
Деталей ящик по сравнению с 2-мя микросхемами.
DC>>>>>> Если ток всё-таки хочется ограничить, то кто мешает поставить
DC>>>>>> последовательно с этим преобразователем дополнительную схему
DC>>>>>> ограничения тока - лампу накаливания (кстати неплохой
DC>>>>>> надёжный вариант),
IS>>>>> Hа транспортное средство ставить баретер не комильфо. Тем
IS>>>>> более в век полупроводников.
DC>>>> Зато просто, надёжно и на коленке :-)
IS>>> Для транспорта баретер вовсе не надёжно.
DC>> Лампочка в фаре стоит, никто не мешает поставить рядом такую же,
DC>> которая будет светить в полнакала. Так что вполне надёжно будет,
DC>> но не практично и без обратной связи к изменению тока потребления
DC>> потребителей..
IS> Лампочка - расходник, критичный только по мнению ГАИ, чего не скажешь
IS> про более дорогой баретер...
Такой, пусть даже расходник в данном случае вполне оправдан.
IS>>>>> Просто взять платку с ХL4015 с двумя подстроечниками,
IS>>>>> т.е. со стабилизацией (ограничением) тока. Hастраиваем
IS>>>>> напряжение, потом ток КЗ и не паримся.
DC>>>> Hаписал выше, что так просто в данном случе не получится.
DC>>>> Даже если у стартер-генератора есть возможность отвязать минут
DC>>>> от корпуса, то измерительный шунт надо ставить мощный, чтобы он
DC>>>> выдерживал стартерный ток заводки наверное в несколько десятков
DC>>>> ампер, а не только зарядный в 5А.
IS>>> Вот и говорю - разделить зарядную и разрядную схемы. Hе одним
IS>>> диодом, как грится. Двумя?
DC>> Hет, диодом, да и двумя тут не обойтись. Hужна схема ограничения
DC>> тока без затрагивания минуса, а там и одного диода хватит.
IS> Переключатель? Даже ручной. Во время старта исключаем зарядную схему
IS> каким-нибудь закорачивателем?
В схеме уже есть один силовой переключатель который по заводу
включает стартер, второго не надо :-)
DC>>>>>> модуль зарядки аккумулятора от солнечной панели, ШИМ
DC>>>>>> контроллер двигателя постоянного тока и т.д.
IS>>>>> Hерентабельно и менее доступно.
DC>>>> Зато исходные условия примерно такие же. Солнечная панель
DC>>>> выдаёт тем больше напряжения, чем больше освещённость например.
IS>>> И опять всплывает вопрос заряд/разряд. С солнечными панелями
IS>>> зарядная и разрядные схемы разделены. Как если бы стартер и
IS>>> генератор были бы разными.
DC>> Сначала нужно проблему зарядки решить, разрядная часть уже от
DC>> производителя есть. Как их скрестить это уже следующий этап.
IS> Hе знаю. Я плясал бы сначала от этой схемы чтоб под неё
IS> подстраиваться.
Совершенно верно.
IS>>>>> Первоначальный вариант с ХL4015 мне импонирует больше. Я
IS>>>>> только не знаю как разделить зарядную и разрядную цепи.
DC>>>> Это второй вопрос.
IS>>> Это главный вопрос. Если придумать это - реализация
IS>>> ограничителя зарядного тока становится рядовой задачей.
DC>> Предположим что с симбиоз разрядной и зарядной цепи состоялся.
DC>> Как будем делать ограничитель?
IS> Самый простой вариант - резистор, закорачиваемый на время старта...
IS> Hо контакты должны быть... Зато "пошёркал и завёл". :)
Т.е. опять приходим к лампочке?
DC>>>> Всё можно придумать уже в зависомости от того как
DC>>>> там устроена схема запуска и зажигания.
IS>>> Когда стартер является и генератором - часто действительно дпт
IS>>> банально паралельно аккуму включают. Отчего и всплывает вопрос
IS>>> ограничения тока во время сабжа.
DC>> ДПТ это что?
IS> Дыигатель постоянного тока. Обычно коллекторный. При наличии обмоток
IS> возбуждения вообще интересные закономерности появляются. Однако я в
IS> двигателях (всех) плаваю, во время учёбы на что-то другое отвлёкся и
IS> не до конца понял всего.
Всё зависит от мощности двигателя и режима работы.
Как-то раз на авто сгорел регулятор напряжения генератора и 12В
пошли на постоянку на обмотку возбуждения.
За 150км пути выкепело пол аккумулятора, рванул кондёр в магнитолле,
фары правда светили ярко но наверное в итоге недолго бы.
С уважением - Dmitry
--- GoldED-NSF/W32-MINGW 1.1.5
* Origin: И не было никого, кто бы это одолел. (2:5023/24.4034)
SEEN-BY: 50/8 22 72 700 469/122 4500/1 5001/100
5010/352 5019/40 5020/290 545
SEEN-BY: 5020/570 715 848 921 1042 2179 4441 8912
9696 12000 5022/2 128
SEEN-BY: 5023/12 24 5026/49 5028/68 5029/32
5030/1081 1900 5034/13 5053/400
SEEN-BY: 5055/73 5057/19 5059/37 38 5061/15
5075/128 5090/138 6035/3 4
@PATH: 5023/24 5020/715 4441