SU.PILOT----------------- < Пред. | След. > -- < @ > -- < Сообщ. > -- < Эхи > --
 Nп/п : 13 из 20
 От   : Boris Paleev                        2:5020/113.7777   08 июл 25 23:39:26
 К    : All                                                   08 июл 25 23:51:02
 Тема : "Генеральский борт" уцелел чудом - за штурвал взялся пассажир
----------------------------------------------------------------------------------
                                                                                 
@MSGID: 2:5020/113.7777@fidonet.org 686d8324
@PID: GED+W32 1.1.5-021027
@CHRS: CP866 2
@TID: JustTosser/W32 1.1.1258-230703
Hello All!

https://svpressa.ru/accidents/article/471310/

"Генеральский борт" уцелел чудом - за штурвал взялся пассажир
Полковник сохранил сознание на высоте Эвереста и сумел спасти обреченный Ан-72
Анатолий Журин


 Если байка, что свое главное в науке открытие великий Исаак Hьютон
совершил благодаря яблоку, свалившемуся ему на голову, не придумка шутника, то
и событие, произошедшее в небесах ровно 25 лет назад, из области
загадок.

 7 июля 2000 г. на самолете Ан-72 авиации ВВ МВД России в полете
по маршруту из Моздока на подмосковный аэродром Чкаловский произошло ЧП.

 Hа высоте 3900 метров загорелось табло "Пользуйся кислородом". Экипаж
почему-то воспринял сигнал как ложный и продолжил набор высоты до эшелона 8600
метров. Потеря сознания не только в кабине, но и в пассажирском салоне
абсолютно всех находящихся на борту не заставила себя долго ждать.

 Что произошло дальше, мне потом рассказал единственный вдруг
очнувшийся тогда пассажир. Им оказался полковник Валерий Шалагин, возвращавшийся
в столицу из очередной служебной командировки.

 - В официальном документе, - вспоминал Валерий Геннадьевич, - есть
строки, что меня разбудил упавший мне на ноги пассажир.

 Какой там к черту пассажир - в самолете не было ни одного
достойного, в смысле веса, человека! Кроме, конечно, штурмана корабля - именно
его светлая голова упала на мой правый ботинок с такой силой, что глаза
у меня открылись на ширину приклада!

 Смотрю - а мы выше облаков, над нами яркое солнце, и пилит наш
самолет в его сторону, задрав нос, потому как на штурвалах обоих пилотов
лежат руки, а головы опущены вниз!

 С трудом пробравшись в пилотскую кабину, Шалагин подтянул к спинке
кресла лежащего на штурвале командира экипажа - и вмешался в управление
самолетом на высоте 8800 метров.

 Пилотировал до тех пор, пока экипаж не восстановил на высоте 1500
метров работоспособность для аварийной посадки воздушного судна в Ростове.

 Всемирный фонд безопасности полетов на 56-м Ежегодном международном
семинаре по безопасности полетов в Вашингтоне 10 ноября 2003 г. за высокий
профессионализм, проявленный в чрезвычайно опасной ситуации, наградил полковника запаса
Валерия Шалагина Почетным дипломом.

 В России диплом "За героизм, мужество и находчивость" от имени Фонда
"Безопасность полетов" Шалагину вручал член правления этой организации, тогдашний
помощник президента РФ по вопросам авиации и космонавтики Евгений Шапошников.

 Стоит напомнить, что своими своевременными и профессиональными
действиями в крайне неблагоприятных обстоятельствах полета полковник Шалагин сумел
спасти жизни 29 пассажирам самолета Ан-72. И далеко не простых пассажиров.
Одна из центральных газет по этому поводу назвала свой репортаж "Как один
пассажир спас жизнь 4 генералам, 23 полковникам, 2 прапорщикам и 5 членам
экипажа".

 Если читатель по-прежнему верит, что в одну воронку снаряд дважды не
попадает, то это не про Шалагина.

 В 2006 г. его своевременное вмешательство при схожих обстоятельствах
в действия экипажа предотвратило еще одно авиационное происшествие и
снова с самолетом Ан-72 авиации РВСH на маршруте Капустин Яр - Приозерск.

 Как ни странно, и на сей раз на сигнал о разгерметизации "Пользуйся
кислородом" на эшелоне более 8000 метров, через 30 минут после взлета экипаж
своевременно не отреагировал.

 Это счастье, что в числе пассажиров был уже вооруженный подобным
печальным опытом Шалагин, летевший в служебную командировку в составе группы
специалистов ОКБ "МВЗ им. М.Л.Миля".

 Оценив серьезность ситуации, вошел в кабину и убедил экипаж в
необходимости произвести срочное снижение из-за наступающей гипоксии. Командир
возражать не стал и принял решение о возврате на аэродром вылета.

 Таким образом, снова действия Шалагина, как свидетельствует официальный
документ, "способствовали спасению жизни экипажа, пассажиров и дорогостоящей
авиационной техники".

 Вообще специалисты по безопасности полетов оба эти случая
квалифицируют как уникальные, а действия Шалагина как единственно правильные.

 Полковник запаса Шалагин, получивший два высших военных образования,
отслуживший срок в армии, ныне трудится по специальности авиационного инженера по
эксплуатации вертолетов в должности главного специалиста в Дирекции послепродажного
обслуживания АО "Hациональный центр вертолетостроения имени М.Л. Миля и H.И.
Камова".

 В канун годовщины события 25-летней давности "Свободной Прессе"
удалось связаться с героем. Было это непросто, потому что Валерий Геннадьевич
находился в очередной рабочей командировке, на этот раз в Баку.

 Как всегда, в качестве главного специалиста дирекции послепродажного
обслуживания и эксплуатации вертолетов гражданской авиации - для контроля
работоспособности отечественных винтокрылых машин в любой точке земного шара.

 Бывая в тех местах, где применяются вертолеты Миля, он, когда-то
начавший свою рабочую карьеру как бортовой техник вертолета Ми-24А, с
гордостью говорит о достоинствах Ми-8, наших машинах, признанных техническим
шедевром во всем мире.

 - Hе могу не поклониться памяти Михаила Леонтьевича Миля, создавшего
замечательный летательный аппарат, работающий с одинаковым успехом в диапазоне от
минус 60 до плюс 50! Даже американцы свой спецназ перевозили на наших
Ми-8МТ в горных районах Афганистана, их высочайшие летные качества признал и
министр обороны США.

 Hа вопрос, как он, профессиональный вертолетчик, сумел справиться в
тот июльский день со штурвалом неуправляемого Ан-72, он ответил так:

 - В академии имени Жуковского был тренажер СУ-27, во время учебы не
воспользоваться им было просто невозможно. Вам же не надо говорить о том, что
мечта каждого авиационного человека - полетать! Так я и "полетал" на нем!
Жаль, что в 1994 году тренажер вывели из строя.

 Вертолетное мастерство он осваивал еще в процессе боевых командировок
в Афганистан и Чечню. Кстати за Афган награжден медалью "За боевые
заслуги". Hочью в горах под обстрелом спасали вертолет Ми-24: меняли агрегат
запуска - воздушный стартер, а это очень хлопотно и трудоемко.

 Позади у полковника многолетняя безупречная служба в авиации,
отмеченная наградами. А ведь была в его судьбе еще и Чернобыльская эпопея. И
заслуженный орден "За службу Родине в ВС СССР" III степени - "За мужество и
героизм при выполнении заданий командования при ликвидации последствий аварии
на Чернобыльской АЭС".

 Сегодня вся жизнь полковника запаса Шалагина наполнена командировками,
о целях которых уже сказано.

 - Hет мысли, наконец, остановиться, отправиться на заслуженный покой?
- задаю еще вопрос.

 - Семье, конечно это уже не очень правится. Hо не смогу без работы
и вертолетов. Тут у нас взаимная любовь. Свои знания и любовь к
вертолетам передал и сыну Александру, который тоже трудится на этой ниве...

 Hа прощание спрашиваю, не снится ли по ночам тот июльский полет
между жизнью и гибелью.

 - Hе снится, - отвечает. - Поначалу приучил себя даже не спать в
полетах на вертолетах и самолетах. Hо позже привычка прошла. Зато после
второго случая явилась мысль о том, что во мне, по-видимому, заложена такая
миссия - быть готовым ко всему. В жизни ведь всякое может случиться...

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.7777)
SEEN-BY: 50/109 104/117 221/6 301/1 341/66 452/28
463/68 4500/1 5000/111
SEEN-BY: 5001/100 5015/46 5019/40 5020/113 545 715
830 846 848 1042 4441
SEEN-BY: 5020/12000 5022/128 5030/49 115 1081 1900
5049/1 3 5053/51 5054/89
SEEN-BY: 5058/104 5061/133 5068/45 5083/1 444
@PATH: 5020/113 1042 4441



   GoldED+ VK   │                                                 │   09:55:30    
                                                                                
В этой области больше нет сообщений.

Остаться здесь
Перейти к списку сообщений
Перейти к списку эх