----------------------------------------------------------------------------------
@MSGID: 2:5055/182 c3ccd041
@PID: jNode ver. 1.5
@TID: jNode ver. 1.5
@CHRS: CP866 2
[](
https://telegra.ph/file/a93d5a2c6b850e301bf92.jpg)**Хотел дать порулить
младшему брату... катастрофа Ан-12 под Марнеули**
Ан-12 - воздушный трудяга гражданской авиации и основной военный
транспортник ВВС СССР до середины 70-х. У нас же его прозвали "Керогаз" за
характерный черный след от струй выхлопа двигателей АИ-20. На стоянках
истребительных соединений нередко наблюдались 3-4 таких машины. Попасть служить в
такую эскадрилью считалось везением. На аэродроме Сандар (Грузинская ССР)
базировалась вот такая "смешанная" 359 отдельная транспортная авиационная
эскадрилья. В её состав входили не только транспортники Ан-12 и Ан-24, но и
вертолеты Ми-8.
Поздно вечером 10 октября 1988 вылетев из аэродрома Крымск в сторону
родного "порта приписки" Сандар, Ан-12 с бортовым 10 красный, уходил в свой
последний полет. На борту находился штатный экипаж из 7 человек и По
официальной версии - "1 пассажир". Но, на самом деле, мне трудно использовать
здесь этот термин, потому что это был курсант 2 курса БВВАУЛ, младший
брат помощника командира корабля. Старший год назад выпустился из стен
этого же училища и был направлен в Марнеули. Оба парня были потомственными
авиаторами. Старший всегда был примером для подражания и авторитетом и младший
решил в этот раз часть своего отпуска провести у него в гостях. На удачу
(неудачу, как оказалось) старший уговорил командира взять с собой в полет по
маршруту Сандар-Батайск-Крымск-Сандар братишку-курсанта. Покататься в кабине такой
тяжелой машины интересно. Брат не "на пальцах" может показать управление
многотонной махиной, а если еще и "порулить" дадут... Чем не воплощение
маленькой мечты будущего пилота, уже постигшего азы аэродинамики и
самолетовождения.
Через 1 час 20 минут полета, следуя по воздушной трассе, экипаж
запросил разрешение у Тбилисского РЦ для выхода на ДПРС (дальняя приводная
радиостанция) аэродрома Сандар. Здесь сразу следует сделать отступление. Аэродром
Сандар находится в горной местности и имел (в то время) ДПРС и БПРС
(ближняя приводная радиостанция), которые обеспечивали заход по приборам только
с одним курсом. Командир корабля, получив прогноз в районе аэродрома
Сандар, осознавал, что по условиям погоды, в сложных метеоусловиях, при этой
силе и направлении ветра параметры для посадки с этим курсом выходят за
ограничения по самолету. Возможен только визуальный заход с другой стороны, а
это уже выходит за рамки допуска командира по минимуму. Об этом знал и
дежурный по приёму и выпуску самолётов аэродрома Сандар.
Получив разрешение, экипаж выполнил снижение до 1200 метров с
разворотом в сторону аэродрома. Снижение выполнялось с колебаниями значений
вертикальной и приборной скоростей. В 00:03 радиолокационная отметка самолёта
наблюдалась на удалении 60 км от Сандара. В дальнейшем, из-за ландшафта, ее не
наблюдали. В 00:10 экипаж на стартовом канале доложил дежурному, что находится
в районе ДПРС на высоте 1200 метров. А фактически они значительно
уклонились от курса, т.е. находились совсем не там, где рассчитывали.
Заблудились. Эра спутниковой навигации еще не наступила и расчет маневра был
доверен штурманской линейке. В это время происходит пересменка дежурного по
приёму и выпуску самолётов аэродрома Сандар. Начальника штаба меняет молодой
лейтенант вертолетчик этой же эскадрильи. Старый дежурный, имея информацию о
"нестандартном" подходе Ан-12, передает его по смене с предупреждением "не болтать
лишнего".
Экипаж запрашивает снижение. Новый дежурный, не наблюдая самолёт на
индикаторе кругового обзора, дает разрешение на выполнение захода. Предупреждения
радиовысотомера добавляют нервозности в кабине. Его выключают и увеличивают
вертикальную скорость...
Самолёт на высоте 540 метров на удалении 41 км от аэродрома
столкнулся со склоном горы высотой 1150 метров и полностью разрушился. Все
находившиеся на борту погибли. На месте крушения установлен мемориальный обелиск.
http://fido.ortoped.org.ru/photo_2024-08-24_05-40-06.jpg
--- hssergey station
* Origin: jNode ver. 1.5 (2:5055/182)
SEEN-BY: 301/1 460/58 467/888 4500/1 5001/100
5005/49 5015/255 5020/715 848
SEEN-BY: 5020/1042 4441 12000 5030/49 1081 5055/182
5058/104 5060/900
SEEN-BY: 5061/133
@PATH: 5055/182 5020/1042 4441